Разделы сайта

Главная

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИН РБ 10 декабря 2003 г. № 1604

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 декабря 2003 г. № 1604

Об утверждении Примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2005 г. № 1059 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 5/16558) <C20501059>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 5/24440) <C20601728>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2009 г. № 1121 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 212, 5/30375) <C20901121>

 

В соответствии с частью восьмой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

2. Министерству образования в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим постановлением и принять иные меры по его реализации.

 

Исполняющий обязанности Премьер-министра
Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

10.12.2003 № 1604

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации (далее – Примерный устав), разработан в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949).

2. Примерный устав регулирует порядок деятельности специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации (далее – специализированное учреждение).

3. Специализированное учреждение является социально-педагогическим учреждением (детские социальные приюты, социально-педагогические центры и иные учреждения) и создается в целях обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы (работы), жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи.

Предметом деятельности специализированного учреждения является предоставление услуг по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних.

4. Специализированное учреждение имеет статус юридического лица, является некоммерческой организацией, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Специализированное учреждение имеет самостоятельный баланс.

5. Специализированное учреждение может быть государственным и частным, создается, реорганизуется, ликвидируется в соответствии с законодательством, действует на основании устава, утверждаемого учредителем в порядке, установленном законодательством.

В уставе специализированного учреждения определяются наименование юридического лица (с указанием формы собственности), место нахождения, указывается наличие филиалов и представительств, а также должны содержаться другие сведения, предусмотренные статьей 19 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844) и иными актами законодательства.

6. Основными задачами специализированного учреждения являются:

обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и юридической помощи со стороны государства;

организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите;

оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи жертвам торговли людьми в возрасте от трех до пятнадцати лет и их реабилитации в детских социальных приютах;

обеспечение необходимых условий для развития личности ребенка, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;

оказание социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним выпускникам детских интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации, защита их прав и законных интересов;

социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;

профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

организация социального патроната несовершеннолетних после их возвращения в семьи в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе в лишении родительских прав родителей (единственного родителя);

осуществление психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений, формирование и коррекция родительской ответственности.

7. Медицинская помощь несовершеннолетним в специализированных учреждениях обеспечивается штатными медицинскими работниками и медицинскими работниками территориальных организаций здравоохранения.

ГЛАВА 2
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

8. Специализированное учреждение может иметь в своем составе следующие структурные подразделения:

приемное отделение;

отделение диагностики социальной дезадаптации;

отделение реализации программ социальной реабилитации;

отделение постинтернатной адаптации;

информационно-правовая служба.

9. При необходимости в специализированном учреждении могут создаваться другие структурные подразделения в зависимости от типа учреждения и потребностей региона: клубы и студии разной направленности (спортивно-оздоровительные, туристические, театральные, подростковые и другие), телефон доверия.

10. Структурные подразделения руководствуются в своей деятельности утверждаемым руководителем специализированного учреждения положением, разрабатываемым в соответствии с настоящим Примерным уставом и Положением о социально-педагогическом учреждении, утверждаемым Министерством образования, а также иным законодательством.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

11. В специализированные учреждения принимаются в установленном порядке дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, признанные нуждающимися в государственной защите, в возрасте с трех до восемнадцати лет в случаях и на основаниях, предусмотренных законодательством.

12. В специализированные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, несовершеннолетние с явными признаками обострения психического заболевания, а также находящиеся под следствием, самовольно оставившие специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Информация о таких несовершеннолетних незамедлительно передается в соответствующие органы и организации.

13. Специализированные учреждения в соответствии с их уставами:

принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

содержат несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

предоставляют временные места пребывания, в том числе спальные места и питание, жертвам торговли людьми в возрасте от трех до пятнадцати лет – на срок до шести месяцев в детских социальных приютах;

уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

вызывают представителей детских интернатных учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

приглашают родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома;

изымают в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

14. Несовершеннолетние, проживающие в специализированном учреждении, обеспечиваются бесплатно питанием; по мере надобности одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в специализированном учреждении (далее – расходы по содержанию детей), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в случае:

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утвержденному Министерством здравоохранения, на основании медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

За несовершеннолетних родителей расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части второй настоящего пункта, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, обязаны возмещать расходы по содержанию детей в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.

При помещении в детский социальный приют жертв торговли людьми в возрасте от трех до пятнадцати лет средства, затраченные на осуществление мер их защиты, взыскиваются с лица (лиц), совершившего преступление, связанное с торговлей людьми, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

15. Время нахождения в специализированном учреждении определяется периодом, необходимым для их социальной реабилитации и решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве, и не может превышать шести месяцев в течение календарного года.

16. Несовершеннолетний зачисляется в специализированное учреждение приказом руководителя этого учреждения в течение суток с момента поступления с оформлением личного дела.

17. Специализированное учреждение осуществляет социальный патронат несовершеннолетних, в том числе добровольно покинувших учреждение, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении в течение срока, установленного планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, утвержденным в установленном порядке.

18. Специализированное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за:

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни несовершеннолетних;

нарушения прав и свобод несовершеннолетних и работников учреждения;

иные действия в соответствии с актами законодательства.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

19. Обучение несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях, организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании».

20. Органы управления образованием, на территории которых расположены специализированные учреждения, осуществляют контроль за их деятельностью по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, созданию условий для обеспечения прав несовершеннолетних на получение предусмотренного законодательством образования, психолого-педагогическую, социально-педагогическую реабилитацию.

21. Руководитель специализированного учреждения принимает меры к созданию условий для комплексной реабилитации и обучения всех категорий несовершеннолетних независимо от их образовательного уровня и особенностей психофизического развития.

22. Несовершеннолетние, содержащиеся в специализированном учреждении, могут обучаться в близлежащих учреждениях образования.

Обучение несовершеннолетних, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут посещать общеобразовательные учреждения или специальные учреждения образования либо имеют несоответствие возраста уровню знаний, осуществляется в порядке, установленном Министерством образования.

23. С несовершеннолетними, имеющими не соответствующую их возрасту общеобразовательную подготовку, организуется обучение по индивидуальным учебным планам. Несовершеннолетние с особенностями психофизического развития обучаются по учебным планам и программам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), классов, классов интегрированного обучения для детей с особенностями психофизического развития в соответствии с нарушениями развития, выявленными центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

24. Коррекционно-педагогическая помощь несовершеннолетним, имеющим особенности психофизического развития, оказывается при наличии в штате специализированного учреждения для несовершеннолетних учителя-дефектолога.

ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

25. Управление специализированным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством, уставом этого учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

26. Руководитель специализированного учреждения назначается на должность и освобождается от должности учредителем в порядке, установленном законодательством.

27. Руководитель специализированного учреждения:

организует работу специализированного учреждения;

несет ответственность за результаты работы специализированного учреждения;

действует от имени специализированного учреждения, представляет его во всех организациях;

в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для работников и несовершеннолетних специализированного учреждения;

утверждает структуру и штатное расписание специализированного учреждения согласно типовым штатам и в пределах средств, выделенных на оплату труда;

в соответствии с законодательством применяет меры поощрения и дисциплинарного воздействия к работникам и несовершеннолетним специализированного учреждения;

в соответствии с законодательством определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников специализированного учреждения;

в пределах, установленных законодательством и настоящим Примерным уставом, распоряжается имуществом, в том числе средствами специализированного учреждения, и несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное использование;

выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками специализированного учреждения;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

28. Работники специализированного учреждения обязаны:

уважать и охранять права и человеческое достоинство несовершеннолетних;

оказывать социально-педагогическую, психологическую и иную помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы (работы), жительства;

формировать законопослушное поведение несовершеннолетних и содействовать возвращению их в семьи;

осуществлять наблюдение и педагогический контроль над несовершеннолетними.

29. Органами самоуправления специализированного учреждения являются советы, попечительские советы, действующие в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 6
ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

30. Специализированное учреждение обеспечивается учредителем согласно установленным нормативам помещениями и оборудованием, отвечающими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.

31. Имущество специализированного учреждения составляют основные фонды, оборотные средства, другие материальные ценности и финансовые ресурсы, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе.

32. Специализированное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных собственником, в соответствии с законодательством.

33. Специализированное учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность и оказывать платные услуги, необходимые для его уставных целей, ради которых оно создано, отвечают этим целям и предмету деятельности учреждения в соответствии с законодательством.

34. Специализированное учреждение имеет текущие и иные счета в банках.

35. Финансирование и формирование имущества специализированного учреждения осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, благотворительных взносов, добровольных безвозмездных пожертвований, а также за счет иных, не запрещенных законодательством источников.

36. Оплата труда работников специализированного учреждения и их материальное стимулирование осуществляются в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 7
УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

37. Специализированное учреждение осуществляет налоговый и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством.

38. За непредставление и (или) искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица специализированного учреждения несут установленную законодательством ответственность.

39. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности специализированного учреждения проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.