Разделы сайта

Главная

Реализация системного подхода в работе СПЦ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

 Приют играет существенную роль в системе профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Главные принципы, условия деятельности приюта осуществляются через комплекс реабилитационных мероприятий по работе с семьей и ребенком.

 Основной целью работы с воспитанниками приюта и их родителями является создание оптимальных условий для нормального развития каждого ребенка на основе его индивидуальных особенностей.

 Работа в данном направлении строится поэтапно. В плане выделены следующие  направления работы:

Социальное расследование.

Социально-педагогическое и психологическое консультирование.

Воспитательная работа с воспитанниками.

Взаимодействие с различными организациями по оказанию комплексной помощи.

 Социальная реабилитация воспитанников приюта включает в себя проведение социального расследования, составление межведомственных индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и обеспечение выполнения данных планов.

 Первым этапом является проведение социального расследования. Для этого составляется план проведения социального расследования с определением круга лиц, с которыми необходимо вести работу. Суть метода заключается в сборе информации о ребенке, родителях, его социальном окружении для получения картины жизни ребенка и принятия решения для его дальнейшего жизнеустройства. Основным моментом данного метода является то, что специалист, проводящий социальное расследование, на потребности ребенка должен смотреть с точки зрения ребенка. В ходе социального расследования проводятся диагностические беседы с воспитанниками приюта, их родителями, ближайшими родственниками, педагогами школ, инспекторами ИДН, другими службами города. Для объективного проведения социального расследования составляется индивидуальная карта сети социальных контактов воспитанника.  При анализе карты сети контактов можно выяснить, в каком положении находится ребенок, какие у него взаимоотношения с родителями, сколько у него родственников, с кем ребенок дружит и проводит досуг, как к нему в школе относятся одноклассники и педагоги. Также в ходе социального расследования для уточнения информации о воспитанниках и их семьях организуется сбор документов из различных учреждений: ЗАГСов, ЖЭСов, поликлиник, ДДУ, школ и т.д. С целью обследования жилищно-бытовых условий проживания и условий воспитания в семьях воспитанников проводятся рейды «Семья». После завершения социального расследования вся полученная информация обсуждается  на консилиуме специалистов СПЦ для уточнения выводов и рекомендаций, выбора наиболее оптимальных вариантов решения семейного неблагополучия и профилактики безнадзорности. С итогами социального расследования ознакамливаются специалисты ИДН, КДН, органов опеки, школ.

 Следующим этапом является составление межведомственных индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних  для каждого воспитанника на основе собранной информации,  индивидуальных потребностей  ребенка и семьи. Планы включают конкретные мероприятия по исправлению кризисной ситуации в семье. В реализации планов задействуются как специалисты СПЦ, так и специалисты других учреждений района и города.

 Можно выделить основные направления дальнейшей социальной реабилитации воспитанников приюта:

адаптация воспитанников в новой жизненной ситуации;

формирование у воспитанников  ответственного поведения, дисциплины, самоконтроля, ЗОЖ, развитие социальных навыков;

поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.

 Адаптация воспитанников к условиям и образу жизни в приюте, новому кругу общения осуществляется путем индивидуальных бесед, консультаций с воспитанниками, через тренинговые, игротерапевтические  и другие занятия (групповые занятия «Я готов к испытаниям»,  «Календарь радости», ток-шоу «Что мешает дружбе» и др.) Критериями эффективности адаптации ребенка можно считать преобладание спокойного уравновешенного настроения у ребенка, участие в коллективной деятельности, положительная оценка самим ребенком своей адаптированности («Мне здесь хорошо», «Я уже привык» и т.д.). Также критерием эффективности адаптации детей может служить  анализ карты наблюдения за ребенком в адаптационный период. Эта  карта заполняется в течение первых трех месяцев пребывания ребенка в приюте. Анализ карт наблюдения за детьми  дает следующие результаты: у большинства детей через три месяца пребывания в приюте повышается уровень сформированности бытовых и гигиенических навыков, трудовых умений и навыков, навыков общения с детьми, дети становятся более уравновешенными, контактными, активными, снижается уровень агрессивности, плаксивости, грубости. Таким образом, из анализа карт наблюдения за детьми можно судить об эффективности адаптации детей в приюте.

 Формирование у воспитанников  ответственного поведения, дисциплины, самоконтроля, ЗОЖ, развитие социальных навыков осуществляется путем проведения с детьми просветительской и профилактической работы, как групповой, так и индивидуальной. Проводятся следующие занятия и беседы «О выборе профессии», «Мифы и правда об алкоголе», «Наркомания и СПИД – начало конца?», «Правонарушения и ответственность за них», «Насилие над детьми и его предупреждение», «Ты и семья», ролевые игры по безопасности детей,  цикл  групповых занятий «О подготовке молодежи к браку и семье».

 Немаловажную роль в адаптации воспитанников  в приюте играет взаимодействие социально-педагогической и психологической службы и воспитателей. Еженедельно с воспитателями проводятся социально-педагогические консультации. На консультациях воспитателям предоставляется необходимая информация о семьях воспитанников,  о положении дел в семье. Даются рекомендации  по эффективному  взаимодействию с детьми с учётом их индивидуальных жизненных историй и личностных особенностей.

 Для оказания помощи детям в адаптации в приюте, разрешения конфликтных ситуаций проводятся индивидуальные консультации.  Основные проблемы, затрагиваемые детьми:

-взаимоотношения в приюте;

-агрессивное поведение некоторых воспитанников;

-дальнейшее жизнеустройство воспитанников.

 Консультативная работа проводится также с родителями и педагогами учреждений образования по вопросам поведения воспитанников, уточнения историй семей, причин неблагополучия и другим вопросам.

 С целью воспитания сознательного отношения к собственной жизни, профилактики здорового образа жизни проводятся  беседы по здоровому образу жизни на различную тематику.

 В рамках организации свободного времени воспитанников, с целью оказания воспитательного воздействия воспитанники приюта посещают различные учреждения города.

 Основной принцип социально-педагогической работы в приюте – приоритет интересов ребенка, защита его прав. При этом первоочередной задачей выступает возвращение ребенка в биологическую семью. Но иногда приходится рассматривать и другие варианты: лишение родительских прав и помещение ребенка в опекунскую или приемную семью, интернатное учреждение.