Разделы сайта

Главная

Программа по работе с неблагополучной семьёй.

Обоснование программы

 С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность.

 Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

 Что же такое неблагополучная семья? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя т. к. социологи относят к неблагополучным семьям только семьи антисоциального и аморального типа. Психологи считают, что к неблагополучным семьям относятся те семьи, в которых есть явные дефекты воспитания, психотравматирующие ребенка. Педагоги их определяют так: неблагополучные семьи - семьи, в которых ребенок не развивается, присутствует низкая педагогическая культура родителей, имеются с социальные заболевания (алкоголизм, наркомания и пр.) Психиатры считают неблагополучными те семьи, в которых происходит деформация психики и личности ребенка, основываясь на данных определениях, можно выделить один основной признак неблагополучия семьи - неблагополучие по отношению к ребенку. Для самого ребенка его семья не является ни антисоциальной, ни асоциальной. Он этого понять не может, хотя интуитивно чувствует, что в семье что-то не так. Ведь для разных детей одна и та же семья может быть подходящей либо выступать сильным раздражителем для тягостных переживаний или психо-эмоциональных срывов.

 Функциональная неполноценность семей, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.

 Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу "ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи, употребляющие спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу - воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" - отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об активном формировании склонностей и интересов.

 Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

 При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.

 Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей.

 Подростки "групп риска" отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой существенной особенностью является наличие "лишнего времени". Свободное время - это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг.

 Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков.

 Более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых "проблемных семей".

 Все вышеперечисленные особенности развития детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, могут быть предупреждены в случае своевременного вмешательства.

 Основываясь на этом, была разработана программа по работе с неблагополучной семьёй.

 Критерии определения неблагополучия семьи:

1. Алкогольная семья (один или двое родителей употребляют алкоголь);

2. Криминально - аморальная семья (преобладают криминальные факторы риска);

3. Аморально - ассоциативная семья (характеризуются антиобщественными установками и ориентациями);

4. Конфликтная семья (личные взаимоотношения строятся по принципу конфликта отчуждения);

5. Педагогически несостоятельная семья (при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей).

Цель программы:

 Выведение семьи из состояния неблагополучия, интеграция семьи в здоровое общество с ориентацией на здоровый образ жизни, восстановление её социального статуса; профилактика социального сиротства среди детей и подростков.

Основные задачи программы:

 Восстановление или создание контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность;

 Улучшение положения детей в семье через создание для ребенка безопасного положения в доме;

 Снятие состояния психического дискомфорта (снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности и доверия);

 Формирование позитивных моделей семейных отношений, ценностного отношения к семье, развитие практических навыков семейных ролей;

 Коррекция отношений в системе "семья - дети";

 Формирование навыков ориентирования во внешней социальной среде; правовое и культурное просвещение, выработка навыков эффективной коммуникации и принятия решений во внешней среде.

Модели помощи неблагополучной семье:

 Диагностическая - основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т. е. диагностика системы " семья - дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем;

 Педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы - ребенок. Консультант вместе с родителем анализирует ситуацию, намечает программу по повышению педагогической компетенции родителя, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Если родитель сам является причиной неблагополучия, то данная возможность открыто не рассматривается. Методы повышения педагогической компетенции родителей: день /неделя, месячник/ правовых знаний, родительские собрания, лекторий, семинары, тренинги для родителей, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, психоневролог, инспектор по охране прав детства/;

 Социальная - используется в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, необходимо вмешательство внешних сил привлечение органов социальной защиты, оформление опеки и попечительства, организация социально значимой деятельности и пр.;

 Медицинская - предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Задача консультирования - разъяснение диагноза, лечение и адаптация здоровых членов семьи к больному. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка, взаимодействие с органами здравоохранения по решению проблем лечения и реабилитации ребенка, система профилакториев и санаториев;

 Психологическая - используется тогда, когда причины неблагополучия ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи, психотренги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.

Формы деятельности:

 Комплексная диагностика подростков, родителей; Групповая работа с детьми и родителями (тренинги, совместная досуговая деятельность); Работа по запросам (индивидуальное, семейное консультирование и коррекция); Социальное патронирование; Социально-правовая помощь (юридические консультации);

 Информирующие мероприятия (беседы, лекции, тренинги, семинары); Организация культурно-массового досуга;

Выступления в СМИ

 Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь:

 Дети из неблагополучных семей и их родители; Специалисты государственных и общественных организаций, занимающиеся проблемами семьи; Общественность (телезрители, читатели).

 План программы: Организация сети социального взаимодействия, привлечение родственников, специалистов и самих членов семьи к процессу выхода из неблагополучия; Взаимодействие с социальными институтами, занимающимися проблемами семьи; Создание единой комплексной системы юридической, экономической, социально-педагогической и психологической помощи семье в ЦСОН.

 Ожидаемые результаты: Снижение роста детской преступности; Повышение успеваемости и посещаемости школы; Улучшение психоэмоционального климата в семье; Снижение уровня употребления алкоголя и наркотиков внутри семьи; Повышение воспитательного потенциала семьи.

 На базе СПЦ есть все возможности для реализации системного подхода в работе с неблагополучной семьёй и подростками "группы риска". Доминантой работы с такой семьёй является стратегия социального патронажа, основанная на восприятии семьи, как системы, в которой все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга