Разделы сайта

Главная

Порядок организации работы

 Отдел по образованию, спорту и туризму Хотимского райисполкома

ГУО «Хотимский районный социально-педагогический центр»

 

 

Порядок организации работы

по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах

выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании координационного совета

Хотимского райисполкома

протокол № 1 от 10.01.2018г.

 

 

Составители:

Специалисты ГУО «Хотимский районный социально-педагогический центр»

Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий субъектов профилактики по выявлению детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, механизмы межведомственного взаимодействия в вопросах информирования и организации реабилитационной работы с такими детьми и их семьями. В настоящих методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (далее – постановление № 47), Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:

выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации – комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации ситуации в семье;

субъекты профилактики семейного неблагополучия –государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию;

социальное расследование – деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии;

обобщенная информация по результатам социального расследования – сводный документ, описывающий на основе собранных фактов ситуацию, сложившуюся в семье.

 

 

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ

В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ

 

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 (далее – инструкция № 47):

педагогическими работниками – в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;

медицинскими работниками– при проведении патронажа медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе при выездах скорой медицинской помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной) и в других случаях;

сотрудники органов внутренних дел – при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей2;

специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения – при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и

1В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 июля 2009 г. № 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».

2В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. № 318 «О некоторых вопросах организации деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних».

других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

Также работники субъектов профилактики семейного неблагополучия выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, в ходе межведомственных профилактических акций «Быт», «Дом без насилия», «Семья без насилия» и др.

Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования).

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.

Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, – до 1 января.

Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера нецелесообразно.

Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:

воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках3;

классным руководителем в классном журнале4;

куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы5.

3Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году» от 17   июля 2017 г. (приложение «Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования»)

4В разделе «Улік арганізацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.

5В разделе «Карта персонифицированного учета».

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей

необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).

При оказании медицинской помощи и иных медицинских услуг медицинские работники проводят оценку семейно-бытовых условий; в рамках компетенции выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения; выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, динамическом медицинском наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей; устанавливают лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами, имеющих

на воспитании несовершеннолетних детей и др.

При посещении семей в рамках осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними сотрудникам органов

внутренних дел (далее – ОВД) необходимо предварительно уточнить информацию о совместно проживающих в семье гражданах; наличии либо

отсутствии обращений в ОВД по фактам совершения в семье правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; месте работы взрослых членов семьи; привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной и (или) уголовной ответственности; наличии зарегистрированного оружия, задолженности по коммунальным платежам и оплате за питание в учреждении образования.

Посещение указанных семей предпочтительно в вечернее время, в предвыходные, выходные и праздничные дни. В ходе посещения семей

сотруднику ОВД необходимо обратить внимание на показатели, отраженные в методическом письме Министерства внутренних дел6.

При обращении семей, воспитывающих детей, в органы по труду,

занятости и социальной защите и государственные учреждения социального обслуживания населения специалист, ведущий прием граждан, в ходе получения первичной информации о семье должен поинтересоваться взаимоотношениями между членами семьи; отношением членов семьи к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; возможным наличием проблем в семье (например, отсутствие работы, материальные затруднения, психологическое или физическое насилие и др.).

При обследовании материально-бытового положения семей (при назначении государственной адресной социальной помощи) либо условий проживания и воспитания детей в семье (при выдаче удостоверения многодетной семьи) специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания

населения (далее – ТЦСОН) определяют основные проблемы и потребности семьи, в том числе выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации.

При анонимном обращении по телефону «горячей линии» о кризисной ситуации специалист ТЦСОН не только оказывает экстренную психологическую помощь, но и подробно информирует обратившегося об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, в том числе о детском социальном приюте для несовершеннолетних.

После завершения беседы фиксирует информацию о телефонном обращении в журнал регистрации телефонных обращений.

 

  1. РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО

НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.

6Методические рекомендации Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 02 мая 2016 г. № 21/13826вн

«Памятка сотруднику органов внутренних дел при посещении семей, в которых дети находятся в социально опасном

положении»

 

Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН), орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей по месту нахождения детей.

Справочно.

Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).

В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства,

руководитель организации здравоохранения организует освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра по месту проживания (пребывания) законных представителей несовершеннолетнего.

Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях7.

Отдел образования, спорта и туризма, осуществляющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – отдел образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника отдела образования.

7В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 июля 2009 г. № 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».

Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления направляется отделом образования в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается) или в социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

Справочно.

В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация

направляется в каждое из них.

Обращаем внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий

день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о

несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из отдела образования, государственных органов и иных организаций, от граждан

(по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям)8. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

8В указанный журнал вносится вся поступившая информация: и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).

 

К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.

                           

  1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и семейного неблагополучия, связанного с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей, требует, прежде всего, глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия.

Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.

После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист социально-педагогической и психологической службы, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее – комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Подчеркиваем, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.

Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Подчеркиваем, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.

В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством9, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего10 (приложение 3), который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее – акт обследования).

9Приложение 1 к Инструкции № 47.

10Приложение 2 к Инструкции № 47.

Справочно.

Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под подпись. В случае отказа законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).

Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные

учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:

беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);

психологическая диагностика несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;

анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;

изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;

анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка. (Приложение 5).

По итогам социального расследования готовится обобщенная информация по примерной форме согласно приложению 6 к настоящим методическим рекомендациям.

  1. Алгоритм действий субъектов профилактики в вопросах выявления детей,

оказавшихся в неблагополучной ситуации

 

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Информирование КДН, отдела образования, спорта и туризма субъектами профилактики

В течение 1 рабочего дня

Субъекты профилактики

Сведения о   передаче информации фиксируются   в Журнале выявления и   информирования о несовершеннолетних, находящихся   в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях.

 

Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения   о его законных   представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался   несовершеннолетний, дату и   источник выявления.

Сообщение за   подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в   журнале исходящих документов,   его копия с   датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).

 

Регистрация поступившего сообщения в отделе образования, спорта и туризма (приказом начальника отдела образования назначается должностное лицо, ответственное за учет поступающей   информации, своевременное ее рассмотрение и   информирование о результатах   рассмотрения)

 

В течение 1рабочего дня

Отдел образования, спорта и туризма

(СПЦ)

 

 

 

  1. Регистрация поступившей информации производится в журнале учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся   в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по   форме согласно приложению 1.
  2. Журнал должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью.

 

 

 

 

Информирование отделом образования, спорта и туризма учреждения образования, СПЦ

 

В течение 1рабочего дня

 

Отдел образования, спорта и туризма

 

 

 

В случае   обучения (воспитания) несовершеннолетних из   одной семьи в разных   учреждениях образования, информация направляется в каждое из них.

О выявлении   признаков семейного неблагополучия в ходе   изучения особенностей семейного   воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения)   немедленно информирует администрацию учреждения образования, о   чем в день   информирования либо в   ближайший рабочий день делается   соответствующая запись в   Журнале учета информации   о несовершеннолетнем,   оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от   педагогических работников, из   управления (отдела) образования, государственных органов   и иных организаций, от   граждан (по форме согласно   приложению 2). Учет поступающей   информации, своевременное ее рассмотрение и   информирование о результатах   рассмотрения обеспечивается должностным лицом,   назначенным приказом руководителя учреждения образования.

 

Регистрация информации о семейном неблагополучии

В течение 1 дня

Учреждения образования, СПЦ

После получения   информации о семейном   неблагополучии руководителем   учреждения образования в   течение 1 рабочего   дня издается приказ о   персональном составе комиссии   для обследования условий жизни   и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист   социально-педагогической и психологической службы, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку   обобщенной информации по   итогам социального   расследования (далее –   комиссия). Приказом также устанавливается срок   проведения социального расследования, дата проведения заседания   Совета профилактики (педагогического совета). Срок проведения   социального расследования не должен   превышать 14 дней   после получения информации   о семейном неблагополучии.

СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех   лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

 

 

Социальное расследование

В течение14 дней

Учреждения образования, СПЦ, субъекты профилактики

При проведении   социального расследования могут   использоваться следующие   формы и методы   сбора информации о   детях и их   законных

представителях:

беседы (с   законными представителями детей,   иными лицами, проживающими совместно   с детьми; с   детьми, с братьями   и сестрами

детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);

психологическая диагностика   несовершеннолетних и их   законных представителей,   направленная на выявление   детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

анализ информации,   поступившей от субъектов   профилактики семейного неблагополучия;

анализ информации,   поступившей с места   работы законных представителей несовершеннолетних;

изучение особенностей поведения   несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения   к учебе, анализ результатов   контроля за посещением   несовершеннолетним учебных занятий;

анализ информации   о взаимодействии воспитателя   (классного руководителя,   куратора, мастера производственного обучения),   иных педагогических   работников с законными   представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.

 

5.1.

Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

В течение 3 рабочих дней

Учреждение образования, РОВД, РЦСОН, ЦРБ, РОЧС

 

В ходе   посещения семьи комиссия,   руководствуясь критериями и

показателями СОП   несовершеннолетнего,   установленными законодательством,   составляет акт обследования условий   жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 3), который подписывают   все представители   субъектов профилактики семейного   неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее – акт обследования).

Акт обследования заполняется   непосредственно в ходе посещения семьи   от руки; законные   представители знакомятся с выводами   комиссии под подпись.   В случае отказа   законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях   воспитания и содержания   детей (ребенка), в   котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия   которого направляется в   каждое из учреждений,   в котором они обучаются (воспитываются).

 

 

При первом посещении семьи специалистам необходимо установить наличие либо отсутствие факторов, угрожающих здоровью и жизни детей.

Примечание: если имеется угроза его жизни и здоровью - в сложившейся конкретной ситуации необходимо незамедлительно обеспечить безопасность ребенка и информировать отдел образования, спорта и туризма о необходимости срочного изъятия ребенка из семьи.

 

 

5.2.

Мониторинг проведения оценки факторов риска неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и общей оценки положения дел в семье

В течение 5рабочих дней

Комиссия учреждения образования, СПЦ, субъекты профилактики

Форма мониторинга заполняется по форме согласно приложению 4.

5.3.

Собеседование с лицами, которые могут владеть информацией о ситуации

В течение 3рабочих дней

Комиссия учреждения образования, СПЦ

 

 

Запросы в заинтересованные службы, ведомства, организации по вопросам положения детей и их родителей

В течение 3 рабочих дней

 

 

Учреждения образования

 

  1. По усмотрению специалистов, проводящих проверку сообщения, запросы могут быть направлены в различные заинтересованные службы, ведомства, организации (опрос может проводиться и по телефону).
  2. Запрос вслужбы, ведомства, организации по вопросам положения детей и их родителей должен быть зарегистрирован (как исходящий, так и входящий документ).

 

6.1.

Представление информации   в учреждения образования, СПЦ по вопросам положения дел в семье от заинтересованных служб, ведомств, организаций

в течение 7 дней

ЦРБ

 

 

 

 

 

РОВД

 

 

 

ЖКХ

 

 

Заведующий отделом ЗАГС

 

Наниматели

(по месту работы родителей)

представляет информацию о состоянии здоровья и уровне физического развития ребенка, об удовлетворении медицинских нужд и жизненных потребностях ребенка,условиях содержания ребенка, а также о добросовестности исполнения родителями медицинских предписаний и другую полезную информации в отношении несовершеннолетнего (особенно в возрасте до 3-х лет), состоят ли родители на учете у врача-нарколога, добросовестность исполнения матерью медицинских предписаний во время беременности, факты посещения врача-гинеколога в нетрезвом виде и т.д.;

представляют информацию о фактах нарушения родителями общественного порядка; привлечения к уголовной и/или административной ответственности, были ли случаи семейного насилия;

представляет информацию о составе семьи и занимаемой площади,   о наличии   задолженности по оплате     коммунальных услуг;

представляют выписку из записи актов о рождении ребенка, информацию о его родителях, на основании чего сделаны эти записи;

 

предоставляют характеристику

 

 

В случае отсутствия взаимодействия с другими службами (не реагирования на запросы) отдел образования, спорта и туризма   должен информировать районный Координационный совет о фактах отсутствия межведомственного взаимодействия

 

Учреждения образования, СПЦ готовят обобщенную информацию по результатам социального расследования (согласно приложению 6),   и информируют отдел образования, спорта и туризма и заявителя

в течение 14 дней

Ответственное лицо за подготовку обобщенной информации, назначенное приказом руководителя учреждения образования, СПЦ

 

 

Приказом устанавливается срок   проведения социального расследования, дата проведения заседания   Совета профилактики (педагогического совета). Подчеркиваем, что   срок проведения социального   расследования не должен превышать   14 дней после   получения информации о   семейном неблагополучии. О   результатах социального расследования и   рассмотрения материалов на заседании   Совета профилактики (педагогического совета).Решение о признании ребенка находящимся в СОП принимается на заседании Совета профилактики(педагогического совета)   с обязательным рассмотрением акта   обследования условий жизни   и воспитания   несовершеннолетнего и обобщенной   информации по результатам социального расследования.

Представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети   из одной семьи,   высказывают свое мнение   о целесообразности принятия решения   о признании (непризнании) детей находящимися в СОП.

Учреждение образования в   течение 1 рабочего дня информирует субъекта профилактики, от   которого поступила информация   о семейном неблагополучии, за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия

выявлена самим учреждением образования.

Обращаем внимание:   в случае, если   информация о семейном неблагополучии поступила   в учреждение образования   из управления (отдела) образования, необходимо   информировать о результатах социального расследования и   рассмотрения материалов на   заседании Совета   профилактики   (педагогического совета) управление   (отдел) образования, а не   субъект профилактики, выявивший   либо информировавший о семейном неблагополучии.

Информирование граждан,   сообщивших о семейном неблагополучии, о   результатах социального расследования и рассмотрения материалов   на заседании Совета   профилактики (педагогического   совета) возможно только   при наличии документов, подтверждающих, что   данный гражданин имеет   право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации   о частной жизни физического лица   и персональных данных   относится к информации, распространение и   (или) предоставление которой   носит ограниченный характер.

 

 

 

 

 

 

 

Перечень отчетной документации предоставляемой в отдел образования

 

  1. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 3);
  2. Мониторинг проведения оценки факторов риска неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и общей оценки положения дел в семье (приложение 4)
  3. Выписка из совета профилактики (педсовета) о рассмотрении результатов социального расследования
  4. Обобщенная информация по результатам социального расследования

(приложение 6)

Приложение 1

 

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ГОСУДРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ГРАЖДАН

____________________________________________________________________________

(наименование управления (отдела) образования)

 

№ п/п

Дата вх. № регистрации поступившей информации

Дата исх. № письма государственного органа и иной организации.

Либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, от которого проступила информация (вид передачи)

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация

Краткое содержание поступившей информации

Принятое решение (дата, № протокола Совета профилактики (педагогического совета)

Дата, исх. № ответа учреждения образования, СПЦ

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ, ОКАЗАВШЕМСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИЗ УПРАВЛЕНИЯ (ОТДЕЛА) ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ГРАЖДАН

__________________________________________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

 

№ п/п

Дата,

вх. №

регистрации

поступившей

информации

Дата, исх.   № письма управления (отдела) образования, спорта   и

туризма районного, городского

исполнительного комитета, местной администрации района   в

городе, иного государственного органа и организации.

Фамилия, собственное имя, отчество   (если таковое имеется)

педагогического работника, гражданина, от которого   поступила информация (вид

передачи)

 

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата

рождения, место фактического проживания

несовершеннолетнего

(несовершеннолетних),

в отношении   которого

(которых) поступила

информация

 

Краткое содержание

поступившей

информации

 

Принятое решение (дата, №

протокола   совета

профилактики

(педагогического

совета)

 

Дата, исх. №   ответа в управление

(отдел) образования,

спорта и   туризма

районного,

городского

исполнительного

комитета,

местной

администрации

района в   городе,

иного

государственного

органа и

организации

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО __________

(дата)

АКТ

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

1. Дата обследования ________________________________________________ 2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ________________________ __________________________________________________________________ 3. Возраст, год рождения, место рождения ______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________4. Адрес, телефон: __________________________________________________ __________________________________________________________________ (указать постоянное место жительства)

5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы, состоят ли в браке) ______________________

__________________________________________________________________       (доходы указываются в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы) __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего ___________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.) ___________________________________________________ __________________________________________________________________8. Сведения о несовершеннолетнем:

а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование) ____________________________________________ __ б) успеваемость ___________________________________________________ в) занятость в свободное время _______________________________________ г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего____________ __________________________________________________________________д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним ______________________ е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности и др.) _______________________________________________________________

ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) ____________________ 9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи ____________________________________________________________ 10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия ______________________ пособие _____ ______ алименты _______________ получает заработную плату ______________ (указываются в рублях за предшествующий месяц на основании информации, полученной из комитета (управления, отдела) по труду, занятости и социальной защите и других организаций)

11. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков) ______________________ __________________________________________________________________ (указывается на основании информации жилищно-эксплуатационной службы (товарищества собственников)

12. Проживают в данном жилом помещении ________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________13. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.) ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (материальной, педагогической, психологической, правовой и др.) ____________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

_________________________     (должность, подпись)

_______________

(подпись)

___________________ (И.О.Фамилия)

_________________________     (должность, подпись)

_______________

(подпись)

___________________ (И.О.Фамилия)

_________________________     (должность, подпись)

_______________

(подпись)

___________________ (И.О.Фамилия)

 

 

 

* ПРИМЕЧАНИЕ: В ПУНКТЕ № 15 ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМОВЛАДЕНИЯ, ПАМЯТКА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ АКТА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9 2011 Г

 

 

                                                                                       Приложение 4

 

 

Мониторинг

проведения оценки факторов риска неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и общей оценки положения дел в семье

                                                                    ___________________________дата проведения

Ф.И.О. несовершеннолетнего___________________________________________________

Дата рождения___________________, наличие свидетельства о рождении______________

Адрес проживания:________________________________________________т.__________

Адрес регистрации:____________________________________________________________

Занятие(СШ, ДУ, не организован)_______________________________________________

Сведения о родителях: ( Ф.И.О., дата рождения)

Мать:_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Отец:________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Примечание:

1.При отсутствии родителя указать причину (Ф-2, осуждены, лишены родительских прав, умерли и т.д. (с указание даты).

2.Восстановлены в родительских правах, установлено отцовство.

 

 

№ п/п

Факторы риска

Наличие проблем

(угроза безопасности ребенка)

Оказанные виды помощи

1.Жилищные условия

Санитарное состояние жилья

 

 

 

Наличие предметов быта, спального места

 

 

 

 

Наличие пространства и предметов для игр, учебы

 

 

 

 

Пожарная безопасность:

- наличие АПИ;

 

- состояние электропроводки;

 

- состояние печного оборудования;

 

- состояние электрооборудования (розетки, выключатели и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое состояние дома (квартиры):

-Аварийность состояния дома;

 

- разбитые стекла:

 

- состояние газового оборудования;

- состояние водоснабжения;

 

- состояние электроснабжения (отключение света за неуплату, по неисправности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Своевременность оплаты коммунальных услуг (задолженность (месяцев, сумма)

 

 

2.   Финансовое (материальное) положение семьи

Место работы   родителей и должность (если не работают указать с какого времени и причину)

Мать:

 

Отец:

 

 

 

Доходы:

- заработная плата;

 

Мать:

 

Отец:

 

- алименты;

 

 

 

 

- пенсия по потере кормильца (по инвалидности);

 

 

 

- пособие

 

 

Расходование денег:

- на приобретение товаров и предметов первой необходимости;

 

- еду (отсутствие продуктов питания, детского питания);

 

- на приобретение спиртного

 

 

 

 

 

 

  1. Отношения между родителями и детьми

Осуществляют уход за несовершеннолетним (мать, отец, родственники и т.д.)

 

 

Применение физических наказаний

 

 

Медицинский уход:

(Неполучение ребенком необходимой медицинской помощи или своевременность обращения к врачам (медосмотр и т.д.)

 

 

Обеспеченность одеждой по возрасту

 

 

Наличие и соблюдение режима дня

 

 

Наличие конфликтов в семье

 

 

 

Насильственное поведение в семье (причинение телесных повреждений родственникам, ребенку)

 

 

4. Особенности личности родителей

Употребление алкоголя/наркотиков:

- употребляют ежедневно (часто);

- прошли лечение, закодировались;

- не употребляют (1 месяц, полгода, год и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Оставление несовершеннолетнего без присмотра, бродяжничество

 

 

Готовность родителей к сотрудничеству

 

 

Поддержка со стороны родственников ( степень родства Ф.И.О., домашний адрес, телефон)

 

 

Окончательная оценка степени риска

  Нет риска           Средний (умеренный)                 Высокий

                                                             ( необходимо произвести плановое отобрание)

ВЫВОДЫ:

(критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего)

Приложение 1 к Инструкции №30 (№47) от 05.05.2007г. о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

Приложение 1 к приказу Министерства образования РБ 08.05.2007г.№270

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог социальный __________________________________________       ____________

                                                                                 (Ф.И.О.)                                 (роспись)

 

 

Приложение 5

 

При проведении социального расследования:

 

п/п

Содержание

мероприятия

Дата

проведения

Дата получения ответа, результат

Обследование жилищно-бытовых условий по месту жительства несовершеннолетнего

 

 

 

 

Сделаны запросы (в какие ведомства указать)

 

 

 

 

Проведены беседы с родственниками, соседями (с кем указать)

 

 

 

 

Проведена психологическая диагностика,   направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей воспитания

 

 

 

(др. мероприятия по расследованию)

- анализ информации,   поступившей от субъектов   профилактики семейного неблагополучия;

- анализ информации,   поступившей с места   работы законных представителей несовершеннолетних;

- изучение особенностей поведения   несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

- анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения   к учебе, анализ результатов   контроля за посещением   несовершеннолетним учебных занятий;

- анализ информации   о взаимодействии воспитателя   (классного руководителя,   куратора, мастера производственного обучения),   иных педагогических работников с   законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.

 

 

 

Социальный педагог                                     Подпись                                          Ф.И.О.

 

 

 

Приложение 6

 

ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                        по результатам социального расследования      

 

Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Комиссией в составе___________________________________________

_____(дата)___посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних). В ходе посещения сделаны следующие выводы и

мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи

несовершеннолетнему

(несовершеннолетним):______________________________________________

__________________________________________________________________

На основании информации, полученной от субъектов профилактики

семейного неблагополучия, иных заинтересованных,

установлено:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено:________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено: _________________________ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

По результатам психологической диагностики установлено:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение: на ___ л. в 1 экз. (прикладываются все поступившие материалы)

Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей информации

(согласно приказу руководителя учреждения образования)