Разделы сайта

Главная

Абитуриенту 2021

Абитуриент.by - система информационно-педагогической поддержки, которая раскрывает содержание системы специальностей  и квалификаций Республики Беларусь, а также информирует об основных образовательных учреждениях. Сайт содержит информацию относительно общих  Правил приема  и  порядков приема в учреждения высшего образования (УВО), статистики вступительных кампаний текущего года и прошлых лет, структуры каждого УВО, информацию о научной работе его выпускающих кафедр и их связях с рынком труда.

 

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

Основные термины и определения

Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

Первичные должности служащих соответствуют содержанию образования, но не являются основанием для трудоустройства выпускников учебных заведений. Назначение на конкретную должность осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, направления специальности.

Профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.

Вид (подвид) профессиональной деятельности – вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Профиль образования – подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации.

Направление образования – подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Примечания

 1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования взрослых.

2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

3. При определении объема типового учебного плана по специальностям переподготовки  работников здравоохранения необходимо учитывать равнозначность направлений образования  79 и 81.

Группа специальностей – подсистема направления образованиянаименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.

Направление специальности – подсистема специальностикак разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального  и первой ступени высшего образования.

Примечания:

1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров  в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.

2. Наименование направления специальности среднего специального и высшего образования I ступени указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.

3. Каждому направлению специальности среднего специального и высшего образования I ступени может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.

4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации (профессии рабочего, должности служащего по ОКРБ 006). 

Специализация – составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.

Примечания:

1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда.

2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10% - 15 % общего фонда учебного времени по специальности среднего специального и высшего образования  I  ступени.

3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается.

4. Специализации в системе дополнительного образования взрослых (по специальностям переподготовки),  а также по специальностям отсутствуют.

 

 Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации):

Х -

ХХ

ХХ

ХХ

- ХХ

ХХ

 

 

 

 

 

 

Специализация специальности основного образования

 

 

 

 

 

Направление специальности основного образования

 

 

 

 

Специальность основного образования и/или дополнительного образования взрослых

 

 

 

Группа специальностей основного образования и/или дополнительного образования взрослых

 

 

Направление образования (основного образования и/или дополнительного образования взрослых)

 

Уровень образования

Кодирование специальностей основного (высшего, среднего специального и профессионально-технического) образования осуществляется следующим образом.
Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например:
1- 01 01 01 «Дошкольное образование».

Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 «Профессиональное обучение (энергетика)», код направления указывается после дефиса.
Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля «А. ПЕДАГОГИКА», например: 1-02 04 04-01.

Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 «Программное обеспечение вычислительных систем» специальности 1-31 03 04 «Информатика».

Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация «Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов» 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)» с направлением специальности 1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)».

Кодирование специальностей среднего специального образования для получения профессии рабочего осуществляется в установленном порядке со следующей особенностью: последние две цифры кода специальности начинаются с номера 51.

Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.

Отличительной особенностью кодирования специальностей высшего образования  II ступени (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы  специальностей: 80 «Научная и педагогическая деятельность» (например: специальность 1-33 80 01 «Экология» с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 «Транспорт» с присвоением степени магистр технических наук) и 81 «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)» (например: специальность 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» с присвоением степени магистр бизнес-администрирования).

Кодирование специальностей дополнительного образования взрослых (переподготовки руководящих работников и специалистов) осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому». Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:

первая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования взрослых;

вторая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности.

Коды уровней профессионального образования: 1 – высшее образование, 2 – среднее специальное образование, 3 – профессионально-техническое образование.

Примеры кодирования:

1-36 01 01 «Технология машиностроения (по направлениям)» - специальность высшего образования,

2-74 02 01 «Агрономия» - специальность среднего специального образования,

3-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт электронно-вычислительной техники» – специальность профессионально-технического образования.

Скачать программы вступительных испытаний по основным предметам вы можете на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Что такое "Интеллектуальная собственность"?

Уже сегодня, когда ты готовишься сделать профессиональный выбор, тебе следует подумать не только о том, кем работать и где учиться, но и том, как наиболее полно и экономически выгодно для себя и страны раскрыть свой творческий потенциал в выбираемой сфере. В любой сфере, которую ты выберешь (экономическую, техническую, социальную, культурную) приветствуется инновационный подход, на основе которого ты сможешь создавать объекты, как промышленной собственности, так и авторского права.

Богатство нашей страны и ее экономическое развитие зависят от полного использования интеллектуальных возможностей каждого человека. Современное белорусское государство делает акцент на знание личности, ее способности, интеллект, что экономически выгодно и для человека и для государства. Потому что только человек, вооруженный знаниями, может создать объекты научно-интеллектуальной собственности: выдвигать научные идеи, осуществлять открытия, ставить научные эксперименты и результаты использовать в дальнейших разработках.

Новые технологии и творения пронизывают современное общество, однако немногие осознают, что их повседневная жизнь окружена результатами творчества и объектами интеллектуальной собственности, которые дают начало законным правам, включая их собственные. Поэтому современное высшее образование в Республике Беларусь предполагает обязательное изучение дисциплины «Основы интеллектуальной собственности», после изучения которой ты овладеешь необходимым минимумом знаний в сфере интеллектуальной собственности, чтобы в будущем защищать собственные права и не нарушать чужие. Подъем белорусской экономики и рост благосостояния граждан в значительной степени зависит от эффективного использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Ориентируйся на выявление собственных возможностей и желаний для осуществления инновационной, творческой деятельности, результатом которой является создание и продвижение объектов интеллектуальной собственности. Желание созидать с максимальной пользой для себя и общества можно реализовать в любом виде профессиональной деятельности, используя природные и приобретенные способности. Такое желание следует целенаправленно воспитывать, чтобы оно стало определенным качеством твоей личности. Стимулируй себя к творческому участию в развитии инновационных процессов!

Залог наиболее эффективного использования личностного интеллектуального потенциала – осознанное профессиональное самоопределение. От того, насколько ответственно, обдуманно, инициативно ты подойдешь к определению своей будущей специальности зависит, сможешь ли ты продвигать творческие инновационные идеи и технологии.

Предприятия всех отраслей экономики остро нуждаются в интеллектуальных, творческих кадрах, которые могут на инновационной основе повышать конкурентоспособность и увеличивать экспорт товаров и услуг, совершенствовать системы здравоохранения, культуры, образования. Для таких специалистов не будет проблем с трудоустройством!