Разделы сайта

Главная

РУМК

Анализ

работы отдела по образованию, спорту и туризму Хотимского райисполкома

за 2017 год, задачи на 2018 год

 

Деятельность отдела по образованию, спорту и туризму Хотимского райисполкома была нацелена на обеспечение качества образования, повышение его эффективности исходя из современных требований социально-экономического развития района и осуществлялась в соответствии с планом работы на 2017 год.

С учетом демографической ситуации, социальных и экономических факторов обеспечена оптимизация сети учреждений образования. Демографическая ситуация в районе за последние годы характеризуется снижением количества учащихся в учреждениях общего среднего образования. Это привело к реорганизации сети учреждений образования района. По причине малого контингента учащихся в соответствии с решением Хотимского райисполкома от 21.04.2017 № 8-12 «О ликвидации ГУО «Ельнянский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – начальная школа» и внесении изменения в решение Хотимского районного исполнительного комитета от 31 октября 2013 г. № 21-14» с 30 июня 2017 г. закрыт Ельнянский учебно-педагогический комплекс.

Существующая сеть учреждений образования удовлетворяет в целом образовательные запросы учащихся и их законных представителей в получении качественного образования.

Таким образом, в 2017/2018 учебном году в Хотимском районе функционирует 9 учреждений общего среднего образования, из них 5 учебно-педагогических комплексов сад-школа, 5 учреждений дошкольного образования, учреждение дополнительного образования, Хотимский районный социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Хотимский районный физкультурно-спортивный клуб.

В районе в 17 учреждениях образования воспитывается и обучается 1559 детей (408 дошкольников, 1151 школьник) (2016/2017 учебный год – 1620 детей).

Кадровое обеспечение системы образования.

Кадровые показатели системы образования района находятся в развитии, что подтверждается их количественными и качественными характеристиками.

Наблюдается положительная динамика образовательного уровня педагогов.

Образование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Высшее

271 (70%)

269 (72%)

261 (73%)

258 (73%)

245 (73%)

Среднее спец.

98 (25%)

98 (26%)

84 (24%)

85 (24%)

83 (25%)

Общее среднее

19 (5%)

8 (2%)

13 (4%)

12 (4%)

9 (4%)

Итого

388

375

358

356

337

Необходимо отметить, что с каждым годом повышается мотивированность педагогов на совершенствование навыков профессиональной деятельности. Из 83 педагогов, имеющих среднее специальное образование, 14 (17 %) педагогов обучаются заочно в учреждениях высшего образования. Переподготовку на базе высшего образования проходит 1 педагог. В 2017 году переподготовку на базе высшего образования успешно завершили 4 педагога, из них 1 педагог по специальности учитель-дефектолог, 2 учителя – по специальности «Искусство», 1 – по специальности учитель трудового обучения.

Вместе с тем остается низким образовательный уровень приёмных родителей (11 % – среднее специальное образование, 89 % – общее среднее).

Из 337 педагогических работника района высшую квалификационную категорию имеют 90 педагогов (27 %), первую – 169 (50 %), вторую – 36 (11 %), без категории – 38 (11 %), квалификационная категория «учитель-методист» в 2017 году была присвоена 1 педагогу.

Среди воспитателей учреждений дошкольного образования высшее образование имеют 48,9 % педагогов, среднее специальное – 51,1 %; по направлению педагогика детства – 75,5 %. Увеличилось количество педагогов с высшей квалификационной категорией (2017 г. – 18,3 %, 2016 г. – 12 %), с первой квалификационной категорией – 59,2 % (2016 г. – 58,8%).

Учебный процесс в учреждениях общего среднего образования района обеспечивали 220 педагогов. Динамика образовательного уровня педагогических работников школ отражена в таблице (на конец учебного года):

Образование

2012/2013 уч. г.

2013/2014 уч. г.

2014/2015

уч. г.

2015/2016 уч. г.

2016/2017 уч. г.

Высшее

214 (76%)

218 (81%)

190 (83%)

197 (86%)

184 (84%)

Среднее спец.

69 (24%)

54 (19%)

39 (17%)

48 (21%)

36 (16%)

Общее среднее

-

-

-

2 (1%)

-

Итого

283

272

229

229

220

Однако ниже областного показателя (89 %) процент педагогов учреждений общего среднего образования с высшим образованием (84 %).

Высшую квалификационную категорию имели 38 % педагогических работников, первую – 47 %, вторую – 8 %, без категории – 7 %. В 2017 году 1 педагогу присвоена квалификационная категория «учитель-методист».

Повышение профессионального уровня педагогов на протяжении года осуществлялось через повышение квалификации на базе Академии последипломного образования, МГОИРО, участие в областных, районных семинарах, работе методических формирований.

Организован контроль за повышением квалификации педагогических кадров. На начало учебного года внесены изменения в базу данных педагогических кадров, определён контингент педагогических кадров для курсовой подготовки. В 2017 году повысили свое мастерство через курсовую подготовку 124 (37 %) педагога (2016 г. – 111 (34 %)), семинарскую – 63 (19 %) (2016 г. – 54 (17 %). План повышения квалификации специалистов учреждений образования выполнен на 100%.

Для реализации задач в области кадрового обеспечения системы образования района необходимо продолжить работу, направленную на:

● сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования района, повышение его качественных характеристик до уровня средних областных показателей;

● закрепление молодых специалистов на местах;

● обеспечение подготовки педагогических кадров к сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию;

● подбор и обучение лиц, состоящих в резерве руководящих кадров, планирование их карьерного роста.

Основным органом в организации контроля за работой подведомственных учреждений образования, формировании профессионального и методического мастерства педагогов является совет отдела образования, спорта и туризма. На заседаниях совета отдела рассматривались актуальные вопросы функционирования учреждений образования, организации образовательного процесса, качества образования, работы с педагогическими кадрами, анализировались проблемы неблагополучных семей и семей, где дети находятся в социально опасном положении, состояние преступности, правонарушений и бродяжничества среди учащихся школ района.

С целью организации контроля за качеством образования, созданием безопасных условий организации образовательного процесса в 2017 г. согласно плану были изучены и рассмотрены с принятием конкретных решений следующие вопросы:

на заседании районного исполнительного комитета – «О ходе реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (апрель, 2017);

«О ходе подготовки учреждений образования района к новому учебному году» (август, 2017);

на совете отдела – «О системе работы государственного учреждения образования «Ветковский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа» по выполнению требований Кодекса Республики Беларусь об образовании» (март, 2017 г.);

«О системе работы государственного учреждения образования «Великолиповский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа» по выполнению требований Кодекса Республики Беларусь об образовании» (май, 2017 г.);

«Об итогах окончания 2016/2017 учебного года, проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования» (июнь, 2017);

«Об организации питания обучающихся и воспитанников,  заготовке сельскохозяйственной продукции в учреждениях образования района» (сентябрь, 2017 г.);

«О системе работы государственного учреждения образования «Ясли-сад агрогородка Березки» по обеспечению качества дошкольного образования» (ноябрь, 2017);

на совещании при начальнике отдела – «О результатах изучения деятельности учреждений дошкольного образования по укреплению физического и психологического здоровья детей, формированию основ здорового образа жизни (апрель, 2017 г.); «О результатах изучения деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению здоровьесберегающего подхода, создания безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в летний оздоровительный период» (сентябрь, 2016г.); Об эффективности организации предпрофильной подготовки в 2015/2016 учебном году (апрель, 2016 г.).

Повышению качества образовательного процесса способствовало принятие конкретных управленческих решений. Благодаря рекомендациям, подготовленным по результатам контроля, повысилось качество планирования образовательного процесса.

Результаты контроля и анализ качества образовательного процесса выявили проблемы: необходимость совершенствования умений руководящих и педагогических кадров по проведению самоанализа собственной деятельности, повышения мотивации кадров на овладение эффективными образовательными технологиями, недостаточную аналитическую культуру педагогов и руководителей.        

Дошкольное образование.

Получение дошкольного образования в районе обеспечивает 10 учреждений, реализующих программу дошкольного образования (5 учреждений дошкольного образования, 5 учебно-педагогических комплексов детский сад-школа), которые посещает 408 детей (в сельских учреждениях – 82, городских – 326).

В 2017 году была организована работа 7 групп кратковременного пребывания: 4 адаптационные площадки (ясли-сад № 1, ясли-сад № 2, ясли-сад № 3, ясли-сад аг. Забелышин), 2 «Материнские школы» (ясли-сад № 2, ясли-сад № 3), группа вечернего пребывания (Беседовичский УПК). Группы кратковременного пребывания посещало 40 детей.  

Охват детей дошкольным образованием в возрасте от 3 до 6 лет по району составляет 95,9 % (2016 г. – 95,4 %): в городской местности – 98,8 %, в сельской – 79 % (2016 г. – 72 %).

С целью создания специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи организована работа 8 интегрированных групп (я/с № 1 – 1 гр., я/с № 2 – 2 гр., я/с № 3 – 4 гр., Тростинский УПК – 1 гр.). На базе яслей-сада № 3, яслей-сада № 2 работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещает 48 детей.

Организованы дополнительные образовательные услуги сверх базового компонента по образовательной области «Искусство» компонент «Хореография» (я/с № 2, я/с № 3), по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» компонент «Иностранный язык» (я/с № 3, я/с № 2), «Детское ручное ткачество» (я/с № 1, я/с № 2, я/с № 3, Великолиповский, Беседовичский УПК). Дополнительными образовательными услугами был охвачен 81 % детей в возрасте от 4 до 6 лет (2016г. – 79 %).

С целью формирования здоровьесберегающей системы жизнедеятельности в дошкольных учреждениях принимаются определенные меры по совершенствованию организации питания, осуществлен комплекс мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций. Достижению положительных результатов в оздоровлении детей способствовало постоянное медицинское наблюдение, оздоровительные мероприятия. Показатели состояния здоровья детей имеют стабильную динамику. За 2017 год количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком, составило 3,1 дня (2016 г. – 3,4 дня, 2015 г. – 3,7 дня). 

По результатам медицинских осмотров первую группу здоровья имеет 341 (79,9 %) ребенок, вторую – 75 (17,6 %), третью – 6 (1,4 %), четвертую – 5 (1,2 %);  404 (94,6 %) воспитанника – основную группу по физкультуре, 18 (4,2 %) –  подготовительную, 3 (0,7 %) – ЛФК (я/с №3), 2 (0,5 %) – СМГ (я/с №1, я/с аг. Забелышин). Динамика перехода из одной группы здоровья в другую за 2017 год составила 12 (2,9 %) детей (из второй в первую).

Создание развивающего предметного пространства, составляющего основу здоровьесберегающего процесса, во многом зависит от развития материально-технической базы. Проведена значительная работа по благоустройству территорий яслей-садов: демонтировано устаревшее оборудование (ясли-сад агр. Забелышин, ясли-сад № 1, ясли-сад № 2, ясли-сад № 3), проведена замена кровли теневых навесов, полов теневых навесов (ясли-сад № 3). Оборудованы 2 теневых навеса (ясли-сад № 1,  ясли-сад аг. Забелышин).

Обеспеченность игровым оборудованием составляет 78,4 % (2016 г. – 78 %). Обеспеченность надворным оборудованием – 57,7 %, что выше 2016 г. на 3,7 %. Ниже районного показателя обеспеченность надворным оборудованием в яслях-саду № 2 (38 %), Тростинском УПК (45 %), Беседовичском УПК (50 %), Бохановском УПК (51 %), Ветковском УПК (52 %). 

С целью качественного развития системы дошкольного образования района в 2018 году необходимо обеспечить:

● сохранение доступности дошкольного образования через развитие разных форм организации дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг для детей;

● совершенствование качества образовательного процесса через стимулирование повышения профессионального уровня воспитателей учреждений дошкольного образования;

● обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия.

Общее среднее образование.

В системе общего среднего образования продолжалась работа по оптимизации сети, совершенствованию содержания образования, развитию способностей обучающихся, повышению качества образования.

Отдел образования, спорта и туризма райисполкома, учреждения общего среднего образования в своей работе руководствуются Конституцией, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь в сфере образования. Их деятельность направлена на удовлетворение образовательных запросов и интересов личности, общества и государства, создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, повышение качества общего среднего образования.

В учреждениях общего среднего образования открыто 107 классов-комплектов (город – 42, село – 65). Средняя наполняемость классов составляет 10,7 (город – 18,5, село – 5,7). Функционирует 1 класс с одним ребенком.

4 учреждения общего среднего образования функционируют с количеством учащихся менее 50 (Ветковский (16 учащихся), Бохановский (23), Великолиповский (36), Тростинский (46) учебно-педагогические комплексы).

По итогам окончания 2016/2017 учебного года было аттестовано 940 учащихся III-XI классов. 211 (22,4 %) учащихся имеют по итогам года высокий уровень знаний, 392 (41,7 %) – достаточный, 288 (30,6 %) получили отметки среднего уровня и 49 (5,2 %) учащихся окончили учебный год на удовлетворительном уровне. Низкого уровня по итогам года не отмечается. Преобладающими уровнями учебных достижений учащихся являются достаточный (41,7 %) и средний (30,6 %).

В сравнении с итогами 2015/2016 учебного года снизился показатель обученности учащихся на высоком и достаточном уровнях на 2,9 % и составил 64,1 %. Показатель удовлетворительного уровня учебных достижений увеличился на 0,7 % и составил 5,2 %. Снизили показатели высокого и достаточного уровней все учреждения образования за исключением Бохановского УПК.

Лучшие результаты обученности показали учащиеся СШ № 1 г.п. Хотимска (77,7 % учащихся успевают на высоком и достаточном уровнях), Бохановского УПК (65,3 %).

Самый высокий процент удовлетворительного уровня отмечается в Ельнянском УПК (66,7 %).

67,2 % учащихся IV-ых классов окончили 2016/2017 учебный год на высоком и достаточном уровнях (2015/2016 учебный год – 63,5 %), удовлетворительный уровень составил 6,4 % (2015/2016 учебный год – 7,8 %).

Выпускники IX-ых классов имеют следующие результаты: 53,5 % учащихся имееют высокий и достаточный уровни учебных достижений, 5,4 % – удовлетворительный (2015/2016 учебный год – 64,6 % и 4,9 % соответственно).

90,3 % учащихся XI-ых классов завершили обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования на высоком и достаточном уровнях, 9,7 % – на среднем, удовлетворительного и низкого уровней не отмечается (2015/2016 учебный год – 80,7 %, 19,3 % соответственно).

В соответствии с приказом управления образования Могилевского облисполкома от 24.05.2017 № 176 был издан приказ отдела от 30.05. 2017 № 303 «Об изучении организации и проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования», утверждены программа и график изучения организации и проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. В соответствии с графиком был обеспечен контроль организации и проведения выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования.

Нарушений по проведению выпускных экзаменов выявлено не было.

В 2016/2017 учебном году завершили обучение и воспитание на IIIступени общего среднего образования 72 учащихся. 6 выпускников (СШ № 1 г.п. Хотимска – 1, СШ № 2 г.п. Хотимска – 4, Забелышинская СШ – 1) получили аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью (2016 год – 2). 33 (45,8 %) учащихся (СШ № 1 г.п. Хотимска – 13, СШ № 2 г.п. Хотимска – 7, Березковская СШ – 7, Забелышинская СШ – 3, Беседовичский УПК – 2, Тростинский УПК – 1) награждены похвальными листами за особые успехи в изучении отдельных предметов  (2016 год – 38,6 %).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на основании приказа отдела образования, спорта и туризма райисполкома от 16.05.2017 № 264 1 выпускник СШ № 1 г.п. Хотимска освобожден от выпускных экзаменов по медицинским показаниям.

47,9 % учащихся сдали выпускной экзамен по математике по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на 7-10 баллов, что на 4 % выше уровня прошлого учебного года. По результатам выпускного экзамена по белорусскому (русскому) языкам увеличилось количество выпускников, получивших отметки высокого и достаточного уровней, на 10,5 % (2017 год – 60,5 %, 2016 год – 50 %), иностранному языку – увеличилось на 2,5 % (2017 год – 69,1  %, 2016 год – 66,6 %), истории Беларуси – уменьшилось на 0,1 % (2017 год – 78,9 %, 2016 год – 79 %).

Следует отметить, что процент расхождения годовых и экзаменационных отметок по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования незначителен.

В 2016/2017 учебном году завершили обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования 133 учащихся. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на основании приказа отдела образования, спорта и туризма райисполкома от 16.05.2017 № 264 2 выпускника СШ № 2 г.п. Хотимска освобождены от выпускных экзаменов по медицинским показаниям. 7 выпускников СШ № 2 г.п. Хотимска получили свидетельства об общем базовом образовании с отличием  (2016 год – 4). Свидетельства о специальном образовании выданы 4 учащимся СШ № 2 г.п. Хотимска, Забелышинской СШ.

Сравнение результатов экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в этом году с результатами 2015/2016 учебного года показало, что уменьшилось количество выпускников, сдавших экзамены на 7-10 баллов по белорусскому языку на 14,4 % (2017 год – 39,5 %, 2016 год – 53,9 %), по русскому языку на 18,1 % (2017 год – 37,2 %, 2016 год – 55,3 %), по математике  на 11,6 % (2017 год – 21 %, 2016 год – 32,6 %).

Анализ итогов экзаменов и годовых отметок по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования показывает, что не наблюдается значительного расхождения между годовыми и экзаменационными отметками по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Результаты экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования свидетельствуют о том, что преобладающими уровнями усвоения знаний учащимися являются средний (33,9 %) и удовлетворительный (32,3 %). Преобладающими уровнями учебных достижений учащихся по итогам экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования являются высокий (37,7 %) и средний (27,8 %).

62 (86,1 %) выпускника приняли участие в централизованном тестировании 2017 года (2016 год – 89,5 %). Сравнительный анализ результатов централизованного тестирования показывает, что наивысший средний балл – 46,94 балла по обществоведению, минимальные – 25,50 балла по географии, 25,74 балла по химии. Наиболее высокий средний балл участников централизованного тестирования показали выпускники учреждений общего среднего образования района по учебным предметам: «Белорусский язык» – выше областного на 5,64 балла, «Физика» – на 9,51 балла, «Математика» – на 4,18 балла, «История Беларуси» – на 4,64 балла, «Обществоведение» – на 4,67 балла.

Средний балл участников централизованного тестирования района по сравнению с итогами 2016 года увеличился на 5,4 балла.

По итогам участия выпускников 2017 года в централизованном тестировании лучшие результаты показали учащиеся Забелышинской средней школы (по пяти предметам из семи выпускники показали знания значительно выше районного, областного, республиканского уровней), СШ № 1 г.п. Хотимска (по шести предметам из одиннадцати).

Низкие результаты отмечаются у выпускников Березковской СШ (по четырем предметам, по которым выпускники сдавали тестирование, выпускники показали результат значительно ниже районного, областного, республиканского уровней), Тростинского учебно-педагогического комплекса (низкие знания отмечаются по физике, английскому языку, всемирной истории, биологии).

В целом обеспечено высокое качество подготовки выпускников. Об этом свидетельствуют результаты вступительной кампании. В 2017 году из 72 выпускников учреждений общего среднего образования по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования продолжили обучение в учреждениях высшего образования 36 выпускников (50 %) (2016 год – 49,1 %). В учреждения среднего специального образования поступили 24 выпускника (33,3 %) (2016 год – 31,6 %), в учреждения профессионально-технического образования – 11 выпускников (15,3 %) (2016 год – 19,3 %). 1 выпускник обучается на подготовительном отделении.

Особое внимание уделяется жизнеустройству выпускников, получивших аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой или серебряной медалью. В 2017 г. золотыми медалями награждено 6 выпускников, все они стали студентами учреждений высшего образования.

        

Год

Кол-во

выпускников

УВО

УССО

УПТО

Поступление

медалистов в вузы

К-во

%

К-во

%

К-во

%

2013

89

44

49,4

33

37,1

12

13,5

3 (100 %)

2014

100

39

39

44

44

15

15

4 (100 %)

2015

80

34

42,5

30

37,5

14

17,5

5 (100 %)

2016

57

28

49,1

18

31,6

11

19,3

2 (100 %)

2017

72

36

50

24

33,3

11

15,3

6 (100 %)

Следует отметить положительную работу педагогических коллективов учреждений, в которых процент поступления выпускников в учреждения высшего образования выше и на уровне районного показателя: ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска» (66,7 %), ГУО «Тростинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» (50 %), ГУО «Забелышинская средняя школа» (50 %).

Совершенствуется работа с одаренными учащимися, постоянно пополняется банк данных победителей предметных олимпиад.

Одним из приоритетных направлением работы является развитие олимпиадного движения среди учащихся. В 2017 году во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняли участие 162  учащихся (2016 год – 188 человек) учреждений образования района, из них городские школы – 113 (70 %), сельские школы – 35 (22 %), ГПЛ – 14 (8 %).

По итогам проведения второго этапа республиканской олимпиады победителями стали 35 учащихся или 22 % от их общего количества (2016 год – 49 или 26 %). Из них 17 человек награждены дипломом I степени, 10 –  II степени, 8 – III степени (2016 год – 18, 17 и 14 соответственно). 29 из 35  дипломов, что составляет 83 %, завоевано учащимися городских школ. По решению жюри 36 (2016 год – 21) участников второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам награждены похвальными отзывами за результативное участие.

В 2017 году на областном этапе республиканской олимпиады учащимся ГУО «СШ № 1 г.п. Хотимска» Коротченко Станиславом был завоеван диплом 3-ей степени по физике (учитель Ларченко О.Н.) (2016 г. – диплом 3-ей степени по русскому языку и литературе учащейся ГУО «СШ № 2 г.п. Хотимска» Боровиковой Дарьи (учитель Ковалева Н.И.).

Вместе с тем в последние годы нет участия школьников района в республиканской предметной олимпиаде. В этом наблюдается недостаточная работа всех участников образовательного процесса. Необходимо совершенствовать и укреплять сложившуюся систему работы с одаренными учащимися. Продолжить проведение «малышковых» олимпиад, максимально использовать их результаты в отборе и подготовке школьников к участию в этапах республиканской олимпиады по учебным предметам.

О результативности работы по формированию исследовательских компетенций педагогов и учащихся свидетельствуют победы в конкурсах научно-исследовательских работ. В областном конкурсе работ исследовательского характера в 2017 году учащиеся района завоевали диплом 3-ей степени по географии и похвальный отзыв по истории.   

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей осуществляется через организацию факультативного обучения на основе анкетирования. Учащиеся посещают факультативные занятия различной направленности. В 2017/2018 учебном году 1152 (100%) учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования района посещают факультативные занятия (2016/2017 учебный год – 1193 (100 %).

В связи с необходимостью соблюдения максимальной допустимой недельной учебной нагрузки учащихся часы, выделенные на проведение факультативных занятий, распределяются на проведение стимулирующих и поддерживающих занятий, а также используются для деления класса на группы при изучении отдельных учебных предметов.

За счет часов, выделенных на проведение факультативных занятий (всего 705 часов в районе, учреждениями общего среднего образования использовано 653 часа) организованы:

- факультатив «Час здоровья и спорта» в объеме 1 час в неделю в каждом из I-XI классов  – 101 час;

- факультатив «Основы безопасности жизнедеятельности» в каждом из IV, VII-IX классов – 38 часов.

В учреждениях образования, расположенных в сельской местности, в связи с недостаточной наполняемостью классов, существуют проблемы в охвате учащихся предметными факультативами (Бохановский, Великолиповский, Ветковский учебно-педагогические комплексы).

В 2017/2018 учебном году профильным обучением охвачено 38 учащихся X-XI классов (31,1 %), из них:

учащихся X классов – 53; охвачено профильным обучением – 17 (32,1 %):

русский язык – 17 (ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска» – 9, ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Хотимска» - 8);

учащихся XI классов – 69; охвачено профильным обучением – 21 (30,4 %);

биология – 6 (ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска»);

русский язык – 15 (ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска» – 6, «Средняя школа № 2 г.п. Хотимска» – 9).

Наибольший интерес учащиеся X-XI классов района проявляют к изучению русского и белорусского языков на повышенном уровне, так как один из языков обязателен при сдаче централизованного тестирования.

Профильные группы сформированы по модели 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все предметы на базовом уровне.

В связи с малой наполняемостью X-XI классов сельских школ (3-6 учащихся, из которых не все обучаются успешно), несоответствием образовательных запросов учащихся в рамках одного класса профильные классы в сельской местности в 2017/2018 учебном году не открыты. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в условиях малокомплектной школы осуществляется через организацию факультативных занятий, стимулирующих и поддерживающих занятий, платных образовательных услуг. Учащиеся ГУО «Беседовичский УПК детский сад – средняя школа» (расстояние от райцентра – 3 км) охвачены межшкольными факультативами, организованными на базе ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска». В ГУО «Тростинский УПК детский сад – средняя школа», «Забелышинская средняя школа», помимо эффективного использования часов школьного компонента, организованы платные образовательные услуги для учащихся. На базе ГУО “Забелышинская средняя школа» организовано объединение по интересам в рамках школы «В помощь абитуриенту» «Рыхтуемся да ЦТ па беларускай мове».

Учреждения образования Хотимского района успешно работают над привлечением молодого поколения в педагогическую профессию. В 2016 году 3 выпускника II ступени общего среднего образования и 3 выпускника III ступени поступили на педагогические специальности, в 2017 году – 5 и 11 соответственно.

В 2016/2017 учебном году в районе впервые прошел набор учащихся в профильные группы педагогической направленности. В 2017/2018 учебном году функционирует 2 группы факультатива в X классах на 15 учащихся, 2 группы в XI классах на 15 учащихся.

Необходимо активизировать работу по ориентированию учащихся на получение педагогической профессии уже на II ступени общего среднего образования. Определенная работа в этом направлении проводится через развитие органов ученического самоуправления, волонтерского движения. В ГУО «Беседовичский УПК детский сад – средняя школа» организована работа объединения «Равный обучает равного», в рамках которого учащиеся-волонтеры обучают своих сверстников основам здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения.

В V-IX классах учащиеся учреждений имеют возможность посещать факультативные и (или) стимулирующие занятия по отдельным учебным предметам. Наибольшее количество учащихся среднего звена посещают факультативы по русскому языку – 127, математике – 120, белорусскому языку – 92. В IX классах организована работа факультатива «Мое профессиональное будущее», который посещают 74 учащихся (67 %).

На базе ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска» организована работа межшкольных факультативов по белорусскому, русскому языкам, математике, физике, химии, биологии, которые посещают 199 учащихся (29 % учащихся V-XI классов района).

Осуществляется допрофессиональная подготовка учащихся X-XI классов района на базе УО «Хотимский государственный профессиональный лицей № 16» (квалификация: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства). В рамках профориентационных суббот организованы экскурсии учащихся VIII-IX классов в УО «Хотимский государственный профессиональный лицей № 16».

На базе ГУДО «Районный центр творчества детей и молодежи «Ветразь надзей» г.п. Хотимска» организована работа школы «В помощь абитуриенту» по подготовке к централизованному тестированию по белорусскому и русскому языкам, биологии, в которой занимается 50 учащихся X-XI классов.

Учащиеся учреждений образования района принимают участие в работе областных очно-заочных школ «Юный филолог» и «Юный физик», организованных ГУДО «Областной центр творчества».

В летний период 2017 года впервые была организована работа профильного лагеря для высокомотивированных учащихся, в котором прошли оздоровление 15 учащихся IX-XI классов. Программа работы включала в себя освоение программы учебных предметов на повышенном уровне, практические занятия, досуговую занятость.

Таким образом, для организации работы с высокомотивированными учащимися необходимо:

● создать реальный банк данных высокомотивированных учащихся, команду района;

● составить неформальный план индивидуальной работы с учащимися по подготовке к олимпиадам;

● продолжить организацию работы межшкольных факультативов по программе подготовки к олимпиадам;

● систематически проводить занятия с учащимися, входящими в состав команды района, по подготовке к олимпиадам;

● повышать качество образовательного процесса, усвоения программного учебного материала;

● обеспечить участие педагогов в семинарах по вопросам подготовки учащихся к олимпиадам;

● изыскивать возможность посещения учащимися учебных курсов на базе МГОИРО, учреждений высшего образования.

Для дальнейшего повышения качества образования в 2018 году необходимо:

● продолжить работу по созданию условий для реализации способностей одаренных учащихся за счет повышения эффективности факультативных занятий, роста профессионализма педагогов и развития их компетентности, ресурсного обеспечения работы с одаренными учащимися и эффективного взаимодействия с учреждениями высшего образования;

● повышать качество организации образовательного процесса через введение профильного обучения, допрофильной подготовки учащихся;

● продолжить работу межшкольных факультативов по программе подготовки учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, централизованному тестированию.

Специальное образование.

Продолжена работа по повышению доступности специального образования путем развития инклюзивных тенденций, создания необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с особенностями психофизического развития.

В районном банке данных содержится информация о 208 детях с особенностями психофизического развития (из них 9 детей-инвалидов). В сравнении с прошлым годом число детей с особенностями психофизического развития увеличилось на 6,7 %, а число детей-инвалидов с особенностями психофизического развития уменьшилось на 22,2 %.

С целью создания специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи функционируют 8 интегрированных групп с количеством 28 воспитанников, 14 классов интегрированного обучения и воспитания, в которых обучается 29 детей, 3 пункта коррекционно-педагогической помощи (СШ № 2 г.п. Хотимска – 48 детей, ясли-сад № 2 г.п. Хотимска – 24 ребенка, ясли-сад № 3 г.п. Хотимска – 24 ребенка).

В ЦКРОиР функционирует специальный класс, в котором обучается 5 детей; раннюю комплексную помощь получают 8 детей, индивидуальная коррекционно-педагогическая помощь оказывается 12 детям.

Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 98,5%. На протяжении последних лет процент охвата остается практически неизменным.

Наличие точных сведений позволяет прогнозировать развитие системы специального образования района.

Для дальнейшего развития системы специального образования в 2018 г. необходимо:

● продолжить работу по формированию инклюзивной культуры, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, своевременному выявлению и оказанию квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР.

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Для обеспечения научно-методического сопровождения деятельности педагогов в районе была создана рациональная структура методической сети, которая позволила всем педагогам в межкурсовой период повысить свою научно-теоретическую подготовку через многоступенчатую разноуровневую систему методического обеспечения: курсовую и семинарскую подготовку, районные, межшкольные и школьные методические объединения, творческие и проблемные группы, наставничество, постоянно действующие семинары, практикумы и другие формы работы.

На начало учебного года приказом отдела была организована работа районных методических формирований и назначены их руководители из числа методистов-специалистов, опытных учителей высшей квалификационной категории.

Задачам повышения педагогического мастерства была подчинена работа 25 районных методических объединений, постоянно действующего семинара: «Организация работы специалистов по защите детства по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», 3 творческих групп учителей-предметников по разработке заданий для проведения 1 этапа республиканской олимпиады, учителей-предметников по подготовке учащихся к вступительным испытаниям в форме ЦТ, по совершенствованию исследовательской деятельности учащихся, временного творческого объединения учителей начальных классов «Организация работы с одарёнными детьми», школы совершенствования педагогического мастерства учителей иностранных языков.

Для воспитателей-неспециалистов, учителей ИЗО, музыки, учителей ДП и ОБЖ, музыкальных руководителей и руководителей физвоспитания дошкольных учреждений работали постоянно действующие консультационные пункты. В каждом учреждении общего среднего образования организована работа МО классных руководителей, в СПЦ – приемных родителей, родителей-воспитателей. На базе РУМК продолжилась работа районного постоянно действующего семинара для руководителей методических формирований.

Деятельность всех районных методических формирований была направлена на реализацию основной задачи – повысить качество обучения и воспитания учащихся, сохранить и укрепить их здоровье. Направления деятельности районных методических объединений, творческих групп, мастер-классов были разнообразными, особое внимание обращалось на повышение их практической направленности.

Эффективно работали методические объединения учителей-предметников, руководителей учреждений образования, заместителей директоров по воспитательной работе, специалистов СППС, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, учителей начальных классов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных групп, воспитателей малокомплектных учреждений дошкольного образования, воспитателей групп раннего возраста, библиотекарей школ, приёмных родителей.

Деятельность методических объединений имела конкретные практические выходы в виде технологических карт уроков, творческих отчетов, методических бюллетеней, презентаций, рекомендаций, памяток, эффективность их реализации отслеживалась на практике. Особое внимание в работе МО было уделено совершенствованию форм и методов организации урока, развитию информационно-образовательной среды. С этой целью по линии РУМК были проведены открытые уроки по всем предметам учебного плана, которые давались в соответствии с выбранными темами с использованием мультимедийных презентаций.

С целью формирования и распространения эффективного опыта были определены опорные учреждения образования по следующим направлениям:

- организация профориентационной работы с учащимися, интегрированного обучения учащихся с ОПФР (на базе ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Хотимска»);

- работа с одарёнными учащимися (на базе ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска»);

- создание здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования (на базе ГУО «Ясли-сад  №3 г п. Хотимска»);

- основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (на базе ГУО «Ясли-сад агрогородка Берёзки).

Вместе с отработанными формами педагогического взаимодействия («круглый стол», семинар-практикум, теоретический семинар, консультация, лекция) руководители районных методических формирований применяли интерактивные формы работы, такие как деловая игра, методический фестиваль. В январе 2017 года проводился районный этап республиканского конкурс профессионального мастерства «Учитель года», в котором приняло участие 15 педагогов района. Победителем конкурса была признана Баранова И.И., учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска».

С целью выявления и содействия дальнейшему профессиональному росту творчески работающих молодых педагогов в октябре-ноябре проведен фестиваль «Призвание – педагог». В фестивале принимали участие 6 педагогов со стажем работы в должности до 5 лет включительно.

Вместе с тем, редко практикуются такие формы работы, как педагогическая мастерская, мастер-классы, творческие отчеты педагогов, а ведь эти формы методической работы способствуют совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, стимулируют их потребность в росте профессионального мастерства. При проведении занятий как районных, так и школьных методических формирований следует чаще использовать активные и интерактивные формы занятий, позволяющие реализовать деятельностный подход к организации методической работы, предусматривающий включение всех педагогов в различные виды учебно-методической деятельности.

Важным направлением в работе являлось методическое сопровождение и оказание помощи молодым специалистам в межаттестационный и межкурсовой периоды, оказание им помощи во внедрении обновлённого содержания образования. В данном направлении было организовано посещение молодыми специалистами уроков творчески работающих учителей, проводились индивидуальные тематические консультации «Нормативное правовое, методическое обеспечение преподавания предмета», «Анализ и самоанализ урока», «Организация самообразования» и консультации по запросу на базе РУМК, опорных школ, оказывалась помощь педагогам-заочникам в подборе методической литературы. Для руководителей учреждений образования была организована работа семинара, на котором рассматривались основные формы и методы работы с молодыми специалистами.

Одним из важнейших источников повышения качества образования является эффективный педагогический опыт. В РУМК создан банк данных адресов управленческого и педагогического опыта. С целью распространения опыта применяются разнообразные формы работы: мастер-классы, конкурс методических разработок, презентации, практический показ опыта, участие в выставках, что позволяет выявлять творчески работающих педагогов, изучать и распространять их опыт.

С целью повышения качества знаний учащихся в отделе и учреждениях образования района были разработаны и реализованы планы по созданию и развитию информационной образовательной среды, которыми предусмотрена подготовка учителей к использованию информационных компьютерных технологий, компьютерный всеобуч, создание школьных медиатек. Обеспечено представительство отдела в глобальной сети Интернет – функционирует сайт отдела. При проведении уроков, внеклассных мероприятий учителя используют программно-методические комплексы, мультимедийные энциклопедии, собственные предметные презентации, другие программные продукты педагогического назначения. Использование электронных материалов в образовательном процессе помогает не только получить знания по предмету, но и способствует совершенствованию навыков учащихся при работе на компьютере, позволяет сделать урок более эмоциональным.

В 2018 году необходимо:

● обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов района в межкурсовой период через усиление практической составляющей методической работы с педагогами;

● проводить методическую учебу, направленную на повышение аналитической культуры руководителей учреждений образования, формирование умения использовать результаты анализа для совершенствования эффективности образовательной и управленческой деятельности;

● проводить методическую учебу, направленную на повышение качества проведения учебных занятий с расширением использования современных информационных и инновационных технологий, а также качества знаний в целом по каждому учебному предмету и учреждению общего среднего образования, району;

● совершенствовать приемы, способы обобщения эффективного педагогического опыта, разнообразие каналов его трансляции.

Воспитательный процесс.

Отделом, учреждениями образования проводится целенаправленная работа по совершенствованию системы воспитания учащихся, которая осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, государственной молодежной политики и др.

Образовательный процесс в учреждениях образования района организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и шестой день для проведения с учащимися спортивных, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий. В учреждениях образования оформлены информационные стенды для учащихся и родителей, где размещен план работы на месяц и субботу; расписание занятий объединений по интересам, клубов, графики работы педагога-психолога, педагога социального, спортивного зала, компьютерного класса, библиотеки, постоянно обновляется необходимая информация.

Большое внимание уделялось деятельности учреждений образования по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В учреждениях образования были спланированы и проведены мероприятия по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию с учетом календаря государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней.

Во всех учреждениях общего среднего образования созданы пионерские дружины, численность которых составляет 1010 человек или 98% от общего количества учащихся. Первичные организации «БРСМ» действуют в 9 учреждениях района, в них 175 человек или 69,7 % от учащихся VIII-XI классов.

В учреждениях образования проводились различные мероприятия, акции по природоохранному, экологическому, историко-патриотическому и др. направлениям. Учащимися учреждений общего среднего образования осуществляется систематический уход за воинскими захоронениями.

На базе 9 учреждений общего среднего образования организована работа 66 объединений по интересам (2016/2017 учебный год – 61 объединение по интересам), которые посещают 786 (68,4 %) учащихся  (2016/2017 учебный год – 720 учащихся, 60,3 %). Из них функционируют 15 объединений по интересам спортивной направленности, которые посещают 175 (15 %) учащихся.

В шестой школьный день в учреждениях общего среднего образования организована работа 20 объединений по интересам, которые посещает 221 (19,2 %) учащийся (2016/2017 учебный год – 21 объединение по интересам, 321 (19,3 %) учащийся). 

В вечернее время организована работа спортивных залов, компьютерных классов до 21.00.

В ГУДО «Районный центр творчества детей и молодежи «Ветразь надзей» г.п. Хотимска» организована работа 102 объединений по интересам (2016/2017 учебный год – 104 объединения по интересам), которые посещают 1022 (89,4 %) учащихся (2016/2017 учебный год –  1056 (86,8 %) учащихся).

В вечернее время работает 18 объединений по интересам, в них занимается 277 (27%) человек. В организации взаимодействия со школами ежегодно значительная роль отводится занятости учащихся в сельской местности. В этом учебном году на базе сельских школ действуют 27 объединений по интересам, 29 учебных групп (28%) для 227 (22 %) учащихся от общего количества сельских школьников – 61%.

В 2017/2018 учебном году в субботний день действует 27 объединений по интересам, 36 учебных групп (43% от общего количества), в которых занимается 348 учащихся (41% от общего количества учащихся школ района, посещающих объединения по интересам).

Значимое место в деятельности учреждения занимает организация занятий детей и подростков в воскресный день. Семь групп объединений по интересам действуют на базе Центра творчества: «Резьба по дереву», «Кросскартинг «Багги», «Волшебный лоскуток», «Вокальное пение», «Компьютерный», «ОФП с элементами спортивных и подвижных игр», одна «Мини-футбол» – на базе физкультурно-спортивного клуба. Всего в данных объединениях по интересам занимается 101 (10 %) учащийся.

На базе учреждения «Хотимский районный физкультурно-спортивный клуб» организована работа 5 спортивных секций, которые посещают 79 (6,8 %) учащихся (2016/2017 учебный год – 8 секций, 123 (10,3 %) учащихся).

В учреждениях образования совместно с заинтересованными ведомствами проводятся с учащимися уроки здоровья и безопасности жизнедеятельности, практические занятия по правилам безопасного поведения. Во всех учреждениях образования района проводятся тематические консультации, акции и мероприятия.

Во всех учреждениях общего среднего образования функционируют первичные организации Белорусской молодёжной общественной организации юных спасателей-пожарных. Члены клубов спасателей-пожарных являются активными пропагандистами пожарной безопасности в учреждениях и по месту жительства, принимают участие в районных конкурсах по пожарной безопасности.

Ежегодно команда КВН ГУО «Средняя школа № 2 г.п.Хотимска» достигает высоких результатов на зональном и областном этапах турнира КВН «Юные спасатели шутят» среди школьных отделений Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных. В 2017 году команда заняла второе место в областном этапе КВН.

В рамках Международного дня отказа от курения, Всемирного дня борьбы со СПИДом, Международного дня борьбы с наркотиками, Всемирного дня здоровья в учреждениях образования проведены информационные и классные часы, профилактические мероприятия. В учреждениях образования каждая вторая суббота месяца объявлена Днем здоровья с проведением физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. С привлечением родителей проходят общешкольные мероприятия: «Осенний бал», новогодние елки, праздники, посвященные Дню защитника Отечества, 8 Марта и др.

В учреждениях образования проводятся тематические классные и информационные часы с участием сотрудников внутренних дел, отдела по чрезвычайным ситуациям, специалистов здравоохранения, БРСМ по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма среди учащихся, профилактики преступлений и правонарушений. В целях формирования осознанного законопослушного поведения, предупреждения правонарушений и пьянства среди несовершеннолетних в учреждениях образования на стендах размещены информационные материалы.

За 2017 год учащиеся учреждений, подведомственных отделу образования, спорта и туризма, преступлений и правонарушений не совершили (2016 год – преступлений не было, совершено 1 правонарушение).

Однако в 2017 году несовершеннолетними были совершены деяния, повлекшие административные наказания родителей, предусмотренные ст. 17.13 (всего несовершеннолетних 13, 2016 г. – 9); ст. 9.4 (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) (всего 5 несовершеннолетних, 2016 г. – 6); ст. 18.23 (нарушение правил дорожного движения).

Один несовершеннолетний Путро Дмитрий, учащийся ГУО «Ветковский УПК ясли-сад-базовая школа», по решению суда Хотимского района был направлен в специальное учреждение.

По состоянию на 01.01.2018 г. обучающиеся учреждений общего среднего образования на учете в инспекции по делам несовершеннолетних не состоят; признан в социально опасном положении 21 учащийся; на внутриучрежденческом контроле находятся 8 учащихся.

В дальнейшей работе по снижению противоправных деяний среди несовершеннолетних необходимо сделать акцент на активизацию работы педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы не только с учащимися, но и их законными представителями, максимальное вовлечение несовершеннолетних в досуговую занятость, со стороны отдела образования – усиление контроля за работой учреждений образования.

В учреждениях образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся активности в различных сферах общественной деятельности, мотивации к труду и творчеству, способности к постоянному нравственному и интеллектуальному саморазвитию.

В полной мере должен быть выработан механизм межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня. Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить их полную занятость в выходные дни с учетом интересов и способностей. Родительская общественность должна быть максимально вовлечена в организацию шестого школьного дня. Следует более широко привлекать родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Необходимо организовать работу учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день в тесном взаимодействии с учреждениями общего среднего образования, обеспечив работу объединений по интересам в шестой школьный день не менее 80%. Необходимо расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе.

Эффективность организации и содержания учебного процесса физического воспитания и спортивно-массовой работы в школе во многом зависят от состояния учебно-спортивной базы. Для организации этой работы в учреждениях образования района имеются 11 типовых спортивных залов, 6 приспособленных помещений, 1 оборудованный тренажерный зал, 10 плоскостных сооружений и 2 хоккейные коробки.

Совместные действия учителей физической культуры и учителей ДП, ОБЖ являются отличным фактором усиления физической и военной подготовки учащихся старших классов. Совместно проводятся и соревнования по военно-прикладным видам спорта – летняя и зимняя спартакиада «Защитник Отечества», «Снежный снайпер», пулевая стрельба, команды района принимают участие в областных и республиканских спортивных соревнованиях, конкурсах.

Одной из важнейших задач учреждений образования остается укрепление и сохранение физического и духовного здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью. С целью формирования навыков здорового образа жизни в 5 учреждениях образования проходят факультативные занятия «Здоровый образ жизни», в которых занимается 103 учащихся. ГУО «Забелышинская средняя школа» является опорной по формированию здорового образа жизни и работало над проблемой «Формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся в условиях сельской школы».

По итогам районной спартакиады 1 место среди учреждений общего среднего образования заняло ГУО «Забелышинская средняя школа», 2 место – ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска», 3-е место – ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Хотимска». Команды-победительницы районных соревнований представляли наш район на областных и республиканских соревнованиях. Хотимский район принял участие практически во всех видах спорта в рамках Областной Спартакиады школьников-2017, в результате занял первое место  (2016 г. – 1 место).

Успешно была реализована районная программа «Лето-2017», разработанная на основе программ учреждений образования. На базе 8 учреждений общего среднего образования, а также центра творчества детей и молодежи была организована работа 9 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. В них оздоровилось 255 детей, из них детей-сирот – 14, детей-инвалидов – 2, из многодетных и малообеспеченных семей – 80, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних – 2, находящихся в социально опасном положении – 16.

В июле функционировал лагерь труда и отдыха в Хотимском лесничестве. Подростки работали в питомнике д. Варваровка, где занимались прополкой саженцев молодых деревьев. Всего в лагере труда и отдыха оздоровилось 20 человек, из них: детей-сирот – 1, находящихся в социально опасном положении – 2, детей из многодетных семей – 3, детей из малообеспеченных семей – 3.

На базе Тростинского учебно-педагогического комплекса была организована работа палаточного лагеря «Выбор» в 3 смены. Всего в палаточном лагере оздоровилось 45 детей, из них: детей-сирот – 8, детей-инвалидов – 1, 1 состоящий на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, 2 находящихся в социально опасном положении, детей из многодетных семей – 13, детей из малообеспеченных семей – 2.

В лагере с круглосуточным пребыванием «Ласточка» (д. Горбовичи, Чаусский район) оздоровился31 ребенок. Из них: 13 детей работников бюджетной сферы и 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В августе на базе ГУО «Ветковский УПК ясли-сад – базовая школа» была организована работа профильного лагеря для одаренных детей на 15 учащихся, из них 1 ребенок-сирота.

Информация о ходе летней оздоровительной кампании своевременно размещалась на сайте отдела образования, спорта и туризма, сайтах учреждений образования, а также на страницах районной газеты «Шлях Кастрычніка».

В летний период 2017 года в районе было организовано 10 студенческих отрядов, в которых работали 99 учащихся. Во всех учреждениях общего среднего образования действовали волонтерские отряды с количеством учащихся 151.

Вторичной занятостью по договору с управлением по труду, занятости и социальной защите были охвачены 110 обучающихся, которые занимались пошивом, из них: детей-сирот –2, ИДН –1, ВШК –3, СОП –2, детей из многодетных семей –9, детей из малообеспеченных семей – 4.

Особое внимание в период летней кампании было уделено несовершеннолетним подучетных категорий. Учреждениями образования была предусмотрена стопроцентная занятость данных учащихся в летний период.

Всего летом 2017 года в районе различными формами трудовой и досуговой деятельности  было охвачено более 93% учащихся, как и в прошлом году.

В районе проводится определённая работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», которая включает изучение положения детей в каждой семье с целью выявления детей, нуждающихся в помощи и защите. 

За 2017 год детей-сирот не выявлено, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявлен 1 ребенок. Он устроен в приемную семью района.

На воспитании в замещающих семьях района на 31.12.2017 г. находится 27 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 4 детей воспитываются в 4 опекунских семьях, 16 несовершеннолетних – в 8 приемных семьях, 7 детей – в детском доме семейного типа.

Сопровождение замещающих семей осуществляют специалисты социально-педагогического центра и социально-психологическая и педагогическая служба учреждений образования.

В 2017 году гражданами Беларуси в районе усыновлены (удочерены) 2 ребенка в 2 семьи.

Работа, проводимая отделом образования совместно с СПЦ по устройству детей-сирот и детей, оставшимися без попечения, ведется в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями. Постоянно проводится методическая и консультативная работа с замещающими семьями. Ведется информационная кампания, направленная на активизацию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках областной информационной кампании «Сердце отдаю детям» в апреле-мае 2017 г. проведен районный конкурс приемных семей. По итогам районного этапа конкурса 1-ое место заняла приемная семья Абраменко Н.Г. На областном этапе конкурса семья Абраменко награждена грамотой участника конкурса  в номинации  «Самая умелая семья».

На 01.01.2018 г. в соответствии с решениями советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагогических советов учреждений дошкольного образования 41 несовершеннолетний из 21 семьи является признанным находящимся в социально опасном положении.

За 2017 год были признаны находящимися в социально опасном положении 30 несовершеннолетних из 19 семей, сняты с учета – 42 несовершеннолетних из 27 семей: в связи с устранением причин социально опасного положения – 39 несовершеннолетних из 24 семей; 1 несовершеннолетняя из 1 семьи (Падалякина Э.) – в связи с помещением в приемную семью; 1 несовершеннолетний из 1 семьи (Ясенко С.) – в связи со сменой места жительства; 1 несовершеннолетний из 1 семьи (Шумилов М.) – в связи со сменой учреждения образования (за 2016 год поставлено на учет 59 несовершеннолетних, проживающих в 33 семьях, снято с учета 40 детей из 19 семей).

От заинтересованных служб и ведомств за 2017 год поступило 134 сообщения о семейном неблагополучии: РОВД – 41, учреждения здравоохранения – 8, суд – 9, РОЧС – 14, РЭС – 47, другие организации – 14. Учреждениями образования проведена проверка поступившей информации. В результате проведенной работы 7 несовершеннолетних из 6 семей были признаны находящимися в социально опасном положении. (2016 г. – 104 сообщения).

В банке данных лиц, обязанных возмещать расходы, на 1 января 2018 г. состоит 27 человек. Процент возмещения за декабрь 2017 года составил 61 %, (начислено 51931.3 бел. руб., поступило 30754.08 бел. руб.). Процент возмещения за 2017 год составил 59,2%, начислено 322294.39 бел. руб., поступило 164654.06 бел. руб. Общий долг с 2005 г. на 01.01.2018 г. составляет 167641.48 бел. руб.

В 2018 году необходимо обеспечить выполнение задач по:

● формированию гражданственности, патриотизма обучающихся через развитие национальной гордости и гражданского самосознания, в традициях уважения к культурному многообразию мира, исторической и духовной общности славянских народов;

● активному привлечению родительской общественности к управлению учреждениями образования;

● формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых проектах;

  ● повышение эффективности работы по развитию у обучающихся экологической культуры, культуры природопользования, бережного отношения к родной земле.

Экономика в сфере образования.

В 2017 году в центре внимания находились вопросы укрепления материальной базы учреждений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, совершенствованию экономики в сфере образования района.

В 2017 г. на текущий ремонт, укрепление материально-технической базы было израсходовано более 60085 рублей.

Доходы от внебюджетной деятельности за 2017 г. составили 81815,2 рубл. (90,9 % от плана) (2016 г. – 99,3 %), в том числе от оказания платных образовательных услуг получено 26262,25 рубля. За 2017 год оказано туристско-экскурсионных услуг на сумму 34 183,73 рублей; экспорт туристических услуг составил 12 918 долларов США (127 % от годового плана) (2016 г. – 145,7 %). Для желающих вести здоровый образ жизни учреждение «Хотимский районный физкультурно-спортивный клуб» оказывает платные услуги по предоставлению населению спортивного и туристического инвентаря. За 2017 год оказано платных услуг на сумму 274,67 рубл.

На мероприятия по охране труда в 2017 г. использован 10131 рубль, выполнение всех противопожарных мероприятий – 11775 рублей.

100% нуждающихся обучающихся обеспечены подвозом к местам учебы. Всего в 2017/2018 учебном году подвозом охвачено 111 обучающихся (106 учащихся и 5 воспитанников дошкольных учреждений). В районе действует 5 маршрутов. Общая протяженность маршрутов 588,4 км. Автопарк представляет собой 7 единиц техники. С целью улучшения условий организации подвоза в 2017 году были получены 3 новые единицы автотранспорта: 2 автобуса ГАЗ АВР Актава, 1 автобус МАЗ 241S30 стоимостью 234020 рубл.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики. В области образования предусмотрено 10 государственных социальных стандартов, которые выполняются в полном объеме.

В учреждениях образования района проводится планомерная работа по созданию на рабочих местах условий, соответствующих законодательным требованиям, по предупреждению несчастных случаев. Разработаны и реализуются мероприятия по профилактике детского и производственного травматизма и профессиональных заболеваний, мероприятия по реализации отраслевой и районной целевой программ по улучшению условий и охраны труда.

Работа по охране труда в отделе регламентируется положением о  системе управления охраной труда (утверждено 28.09.2010 года, актуализировано 20.03.2017 года). Определены обязанности, функции и ответственность работников с учетом их должностных и функциональных обязанностей по вопросам охраны труда. Определена политика в области охраны труда. Систематически проводятся обследования зданий и сооружений учреждений образования, результаты оформляются в технических журналах и актами. По результатам осмотров разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и проведению ремонтов.

Отделом образования, спорта и туризма и учреждениями образования организована работа по выполнению требований нормативных правовых актов системы пожарного нормирования и стандартизации. Ежеквартально во всех учреждениях образования проводятся практические занятия по отработке планов эвакуации на случай возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В отделе и учреждениях образования организовано обучение, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и работающих. За 2017 год прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда 157 человек, выполняющие работы с повышенной опасностью – 43 человека.

В трудовых коллективах организована работа по выполнению требований  Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», разработаны планы мероприятий по выполнению требований Директивы № 1. План мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в учреждениях образования Хотимского района на 2017 год был разработан и утвержден 20.12.2016 г.

В отделе образования, спорта и туризма разработан план мероприятий по профилактике детского травматизма в учреждениях образования на 2015-2018 годы.     

В 2017 году травм, полученных несовершеннолетними во время  образовательного процесса, не зарегистрировано.

В соответствии с инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.04.2010 № 47, в учреждениях образования организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работающих. Также водители проходят обязательный предрейсовый медосмотр.

Администрацией учреждений образования постоянно осуществляется контроль за соблюдением работниками трудовой и исполнительской дисциплины. Работников, с которыми расторгнут контракт за нарушение норм и правил охраны труда, распитие спиртных напитков, нет.

4 учреждения образования (ГУО «СШ № 2 г.п. Хотимска», «СШ № 1 г.п. Хотимска», «Ясли-сад № 2 г.п. Хотимска», «Ясли-сад № 3 г.п. Хотимска») оборудованы кнопками экстренного вызова милиции.

В целях обеспечения общественного порядка 5 учреждений образования ((ГУО «СШ № 2 г.п. Хотимска», «СШ № 1 г.п. Хотимска», «Ясли-сад № 3 г.п. Хотимска», учреждение «Хотимский ФСК», ГУО «Забелышинская СШ») оборудованы системой видеонаблюдения.

В учреждениях образования района проводится профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время образовательного процесса, соблюдению нормативных требований безопасности образовательного процесса. Запрещено использование оборудования, не соответствующего требованиям безопасности. Регулярно проверяется исправность спортивного инвентаря и оборудования, проводятся инструктажи по вопросам безопасности занятий физической культурой и спортом, профилактики предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях. При проведении районных спортивных соревнований обеспечено обязательное присутствие медицинского работника.

Организация питания в учреждениях образования осуществляется отделом в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005  № 177.

Учащиеся I-IV классов городской местности, I-XI классов сельской местности, учащиеся с особенностями психофизического развития, дети, находящиеся в социально опасном положении, обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием; учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей, дети-инвалиды – бесплатным двухразовым и трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждениях.

В 2017/2018 учебном году в учреждениях образования питанием охвачено 1135 (98,2%) учащихся (2016/2017 учебный год –98%). В средней школе №1 – 427 (98%), в средней школе №2–336 (98%), сельских школах– 372 (100%) учащихся.

Одноразовое бесплатное питание получают 509(43,9%) учащихся (I-IVклассы в городе, I-XIклассы в селе, дети с ОПФР, СОП);двухразовое бесплатное питаниеполучает261 учащийся (22,5 %) (дети из малообеспеченных, многодетных семей); трехразовое бесплатное питание–55(4,7%) (дети из малообеспеченных, многодетных семей с длительностью пребывания в учреждении более 8 часов). В учреждениях дошкольного образования 57 (14%) детям снижена оплата за питание на 50%; 21 (5,2%) – на 30%.

Учащиеся V-XI классов, которым не предусмотрено питание за счет бюджетных средств, обеспечиваются одноразовым питанием за родительскую плату, учащиеся группы продленного дня – завтраками, полдниками. В средней школе № 2 функционирует буфет.

Для удешевления стоимости питания ежегодно выращивается сельскохозяйственная продукция. Процент выполнения плана заготовки овощной продукции в 2017 г. составил 100 % (2016 г. – 98 %).

С целью повышения качества знаний учащихся в отделе и учреждениях образования района были разработаны и реализованы планы по созданию и развитию информационной образовательной среды, которыми предусмотрена подготовка учителей к использованию информационных компьютерных технологий, компьютерный всеобуч, создание школьных медиатек. Обеспечено представительство отдела в глобальной сети Интернет – функционирует сайт отдела. При проведении уроков, внеклассных мероприятий учителя используют программно-методические комплексы, мультимедийные энциклопедии, собственные предметные презентации, другие программные продукты педагогического назначения. Использование электронных материалов в образовательном процессе помогает не только получить знания по предмету, но и способствует совершенствованию навыков учащихся при работе на компьютере, позволяет сделать урок более познавательным.

В учреждениях образования района функционируют 10 компьютерных классов, 2 лингафонных кабинета. Все компьютерные классы оснащены специализированной мебелью. Во всех учреждениях образования выполняется норматив государственного социального стандарта по обеспечению учащихся персональными компьютерами, который составляет 1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на учреждение образования. По району данный стандарт составляет 4,4 или на 1 компьютер 12 учащихся. Все учреждения образования имеют доступ к информационным ресурсам сети Интернет. В целях обеспечения безопасности детей и подростков в глобальной компьютерной сети, доступ в сеть Интернет организован и контролируем. В 2018 году необходимо продолжить работу по эффективному использованию единого информационного образовательного пространства, вовлекая в образовательный процесс все многообразие средств информатизации.

В 2018 году необходимо продолжить работу по:

● оптимизации образовательной среды учреждений;

● сокращению неэффективных расходов на содержание системы образования;

● привлечению внебюджетных и спонсорских средств для укрепления материально-технической базы учреждений;

● более широкому использованию практики деятельности попечительских советов в управлении учреждениями образования.

На основании Указа Президента Республики Беларусь
от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» в отделе образования, спорта и туризма Хотимского райисполкома, а также учреждениях образования организована работа по защите и обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений ответственными лицами.

Все поступившие обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с компетенцией и в установленные законодательством Республики Беларусь сроки.

На официальном сайте отдела в меню раздела «одно окно» заведен электронный ящик, предусмотренный для поступления электронных обращений.

За 2017 год в отдел поступило 4 письменных (2016 год – 5), одно устное обращение (2016 год – 0). Электронных обращений не поступало.

По сравнению с 2016 годом количество письменных обращений уменьшилось на одно.

По поступившим в отдел обращениям проведены проверки, приняты меры и даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством. Особое внимание уделяется рассмотрению обращений всесторонне, полно, объективно и в установленные сроки. Для наиболее полного и объективного рассмотрения обращений введено в практику работы рассмотрение обращений с выездом на место, встречи с заявителями и принятием необходимых мер.

Прием граждан и представителей юридических лиц начальником отдела Раковым М.А. осуществляется каждый вторник. Каждый третий вторник месяца начальником отдела проводится «прямая линия». Согласно журналу в 2017 году проведено 12 «прямых линий» (звонки не поступали).

В книгу замечаний и предложений отдела, а также в книги подведомственных учреждений образования в 2017 году записи не вносились, как и в прошлом году.

Подводя итог, можно сказать, что проводимая работа обеспечила координацию деятельности отдела, учреждений образования по созданию условий для реализации образовательного процесса в 2017 году, совершенствованию качества образования. Это позволило сформировать образовательную среду на основе интенсификации образовательного процесса с использованием активных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечить реализацию требований Кодекса Республики Беларусь об образовании, нормативного правового и учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Вместе с тем некоторые направления деятельности отдела, учреждений образования требуют совершенствования.

Цель и задачи работы отдела образования, спорта и туризма Хотимского райисполкома на 2018 год

Цель:

Обеспечение качества образования, повышение его эффективности в соответствии с актуальными и перспективными потребностями района.

Стратегическая задача:

Обеспечить доступное качественное образование в соответствии с требованиями развития экономики, потребностями социума и демографической ситуации.

Тактические задачи:

–  сохранить и развить сеть учреждений дошкольного образования с учетом демографической ситуации в городской и сельской местности, в том числе за счет развития новых экономически целесообразных форм дошкольного образования;

– обеспечить безопасные условия жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования, качественное функционирование здоровьесберегающей системы, в том числе за счет налаживания эффективного взаимодействия между учреждениями образования и учреждениями здравоохранения;

–  продолжить работу по созданию условий для реализации личных творческих способностей одаренных детей в процессе исследовательской и поисковой деятельности за счет стимулирования творческой инновационной деятельности учреждений образования, профессионального роста педагогов, активизации их творческого потенциала, повышения эффективности факультативных занятий;

– продолжить работу по повышению качества образования через организацию профильного обучения и допрофильной подготовки;

– продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их подготовки для работы в современной информационной среде и овладению современными образовательными технологиями;

– продолжить работу по развитию и укреплению материально-технической базы, созданию единого информационного пространства.

Стратегическая задача:

Способствовать формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания участников образовательного процесса на основе государственной идеологии; готовить к самостоятельной жизни и труду; формировать толерантное отношение к лицам с особенностями психофизического развития.

Тактические задачи:

– совершенствовать межведомственное взаимодействие для организации системной эффективной работы по воспитанию обучающихся через активное привлечение родительской общественности к управлению учреждениями образования, к совместной разработке и реализации воспитательных программ и проектов, организации досуга, посильной трудовой занятости и профессионального самоопределения подростков;

– совершенствовать подходы по формированию здорового образа жизни среди учащихся с запретительных мер на альтернативные и позитивные; способствовать развитию навыков самосохранительного поведения;

– создавать условия для самоопределения учащихся в выборе целей и содержания своей деятельности, развития детско-юношеских инициатив, лидерских качеств учащихся через организационно-методическую поддержку детских и молодежных общественных объединений и организаций;

– повышать эффективность работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних через совершенствование системы оказания социально-психологической и педагогической помощи обучающимся и их родителям, раннее выявление семейного неблагополучия;

– развивать систему дополнительного образования через вариативные формы работы с учетом запросов обучающихся и их родителей, с учетом интересов современных школьников через открытие востребованных занятий по интересам;

– создавать в учреждениях образования адаптивно развивающую, в том числе безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями.

Задачи

– обеспечить реализацию основных положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, направленных на развитие всех уровней образования, повышение доступности и качества образовательных услуг в учреждениях;

– создать условия для профессионального роста педагогов, активизации их творческого потенциала, формирования готовности создавать и внедрять инновационные проекты;

– способствовать развитию личных творческих способностей одаренных детей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности, олимпиадном движении за счет стимулирования творческой инновационной деятельности отдела и учреждений образования района;

– продолжить формирование гражданской позиции и социального становления личности, владеющей новыми ключевыми компетенциями через развитие деловой инициативы и предприимчивости участников образовательного процесса;

– обеспечить системный подход в работе с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями для активного включения молодого поколения в общественную жизнь страны;

– продолжить работу по сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья обучающихся;

– совершенствовать систему социально-педагогической и психологической помощи участникам образовательного процесса;

– продолжить работу по развитию и укреплению материально-технической базы, подготовке предметно-развивающей и игровой среды, созданию единого информационного пространства района за счет привлечения внебюджетных и спонсорских средств.